Единство общей и специальной подготовки спортсмена

Перспективы образования » Физическая подготовка спортсменов » Единство общей и специальной подготовки спортсмена

Страница 2

Практически воплощая принцип единства общей и специальной подготовки, необходимо иметь в виду следующие положения, подчеркивающие характер взаимосвязи этих сторон в спортивной тренировке:

1. Неотделимость общей и специальной подготовки, как одинаково необходимых сторон спортивной тренировки. Из предыдущего следует, что ни одну из этих сторон нельзя исключить без ущерба для перспектив спортивного совершенствования и конечных целей использования спорта как средства всестороннего воспитания спортсменов.

2. Взаимообусловленность содержания общей и специальной подготовки. Содержание специальной подготовки зависит от тех предпосылок, которые создаются общей подготовкой, а содержание общей подготовки приобретает определенные особенности, зависящие от спортивной специализации. В этом также заключается единство данных сторон подготовки. Причем, как ни парадоксально это звучит, общая подготовка спортсмена по мере углубления спортивной специализации тоже специализируется. Она не становится специальной в прямом смысле этого слова, но дифференцируется в тех или иных компонентах применительно к особенностям избранного вида спорта. Основной смысл специализации общей подготовки в процессе спортивной тренировки состоит в том, чтобы возможно полнее использовать эффект положительного переноса тренированности (с общеподготовительных упражнений на специально-подготовительные и соревновательные) и исключить либо во всяком случае ограничить эффект отрицательного переноса. Это находит соответствующее выражение в подборе средств общей подготовки и методике их применения. Этим объясняются различия общей подготовки в каждом конкретном случае спортивной специализации, которые выражены тем значительнее, чем больше отличаются между собою виды спорта.

3. Несводимость общей и специальной подготовки и необходимость соблюдать определенную меру их соотношения в процессе спортивной тренировки. Единство общей и специальной подготовки надо понимать как единство, не лишенное противоречий (в диалектическом смысле этого слова). Далеко не всякое соотношение этих сторон в тренировке будет полезным для спортивного совершенствования. Чрезмерно большой объем общей подготовки сопряжен с уменьшением необходимого объема специальной подготовки, а следовательно, и ее воздействия, выраженного в развитии специальной тренированности. С другой стороны, чрезмерное сокращение объема общей подготовки ради специальной суживает "базу" спортивной специализации, что в конце концов также неблагоприятно сказывается на росте спортивных достижений.

Это ставит проблему оптимального сочетания общей и специальной подготовки — проблему меры их соотношения. Сложность проблемы обусловлена тем, что, во-первых, каждый вид спорта предъявляет свои особые требования к структуре подготовленности спортсмена (необходимому соотношению ее компонентов), а значит, и к структуре его подготовки; во-вторых, ряд компонентов подготовленности спортсмена, особенно физической, в большей мере, чем другие, зависит от наследственных предпосылок и потому в меньшей мере поддается направленному изменению, а это приводит к индивидуальным особенностям соотношения общей и специальной подготовки; в-третьих, взаимовлияния различных компонентов подготовленности спортсмена (в том числе характер "переноса" тренированности) не остается константным (строго постоянным), а меняется на различных этапах тренировки и в процессе возрастного развития спортсмена. Все это обязывает при определении меры соотношения общей и специальной подготовки спортсмена учитывать конкретный уровень его подготовленности, индивидуальные и возрастные особенности, особенности избранного вида спорта и этапов тренировки. В методике спорта к настоящему времени выработаны некоторые количественные ориентиры для нормирования соотношения общей и специальной подготовки на различных этапах круглогодичного и многолетнего тренировочного процесса.

Страницы: 1 2 


Статьи о педагогике:

Соответствие развивающей среды возрасту детей
Все изменения в психологическом содержании деятельности соотносимы с возрастом, имеют ярко выраженную иерархию, что позволяет выстроить психологическое дерево целей развивающей предметной среды детства. Стержень (ствол) этого дерева – возраст ребенка от рождения до 7 лет. Каждый возрастной период ( ...

Основные методические положения воспитания гибкости
Положения, определяющие дозирование нагрузки при упражнениях "в растягивании" и порядок их включения в тренировочные занятия, состоят в следующем. Динамические упражнения "в растягивании" выполняются, как правило, серийно, с постепенным увеличением размаха движений до максимума. ...

Экспериментальная проверка разработанной технологии обучения
Любая образовательная деятельность будет эффективной только в том случае, если это не разовые действия, а целостная система мер и воздействий, нацеленная на необходимое преобразование в подготовке будущего специалиста. Только комплексное применение и использование всего методического, управленческо ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru