Анализ результатов экспериментальной работы
Когда листва берез начинает желтеть, а клена и осины – краснеть?
В какой период осени начинается листопад?
Почему увяли, сбросили листья деревья и кустарники?
Почему весной и летом растения растут, цветут, дают плоды и семена?
Что происходит с ними зимой? Как узнать, что деревья и кустарники зимой живые?
Позиция 4
Цель: выявить характер, объем конкретных и обобщенных знаний, умение дошкольников группировать животных на основе генетического родства, по характеру взаимоотношений с человеком, приспособления к условиям окружающей среды.
Ребенку предлагают назвать известных птиц (рыб, насекомых и др.), определить характерные признаки представителей разных классов (что есть у всех птиц (рыб, насекомых и др.), чего нет у других животных).
При обследовании знаний детей выясняют понимание связи внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания.
Вопросы и задания:
Где живут рыбы (птицы и др.)?
Могут ли рыбы жить без воды?
Что помогает рыбам жить и передвигаться в воде?
Как передвигаются другие животные?
Чем питаются животные?
Почему улетели грачи, ласточки, скворцы, но остались зимовать воробьи, синицы?
Почему не видно насекомых?
Почему зимой медведь спит, а заяц и белка нет?
Почему у большинства животных детеныши рождаются весной?
С помощью различных "экологических пирамид" и построения пищевых цепочек выявляют знания дошкольников об отношениях живых организмов.
Вопросы и задания:
Нужны ли животным растения? Растения могут обойтись без животных?
Есть ли в природе "ненужные" животные (растения)? Что случится, если исчезнут все насекомые?
Какие враги есть у животных? Как они спасаются от врагов?
Ребенку предлагают, используя картинки-модели, рассказать о последовательности развития животного (разложить карточки в той последовательности, в которой происходит рост и развитие птицы, лягушки, насекомого и др.).
Выявляя понимание детьми сущности взаимодействия человека и животных, просят рассказать:
Почему человек заботится о животных?
Какие это животные?
Как люди охраняют природу?
В нашем экспериментальном исследовании в подготовительной группе «Самоцветики» мы использовали некоторые из перечисленных выше вопросов для диагностики природоведческих знаний детей. Диагностику мы проводили до проведения занятий и после них.
Результаты диагностики представлены в следующих диаграммах:
Диаграмма 1
Ответы детей на вопрос: Что такое природа?
Диаграмма 2
Ответы детей на вопрос: Что природа дает человеку?
Диаграмма 3
Ответы детей на вопрос: Какие насекомые появляются в Забайкальском
крае весной первыми?
Диаграмма 4
Ответы детей на вопрос: Что такое фотоохота?
Диаграмма 5
Ответы детей на вопрос: Как человек разрушает природу
в Забайкальском крае?
Диаграмма 6
Ответы детей на вопрос: Что могут сделать дети Забайкалья для охраны природы?
Итак, мы рассмотрели в данной главе вопросы экологического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края. Выяснили, что работа воспитателя по ознакомлению с природой детей подготовительной к школе группы направлена в основном на углубление полученных ими ранее знаний, на формирование более полных и точных представлений о сезонных изменениях в природе, на уяснение некоторых новых, неизвестных детям связей и закономерностей.
Целенаправленно проведенные наблюдения, экскурсии на природу, закрепление воспринятого в последующих беседах, детском рассказывании подводят ребят к пониманию некоторых связей и зависимостей в неживой природе, к пониманию зависимости изменений в неживой природе.
Статьи о педагогике:
Пути и способы ознакомления дошкольников с массой предметов
В младшей группе дети не воспринимают образец как меру для сравнения, как эталон. Они ограничиваются тем, что перебирают один предмет за другим, перекладывая с одного места на другое. Не могут они еще выделять и устанавливать связи и отношения между предметами по их массе, строить сериационный ряд. ...
Метод преобразования задачи
Если разбить задачу на несколько подзадач невозможно, то следует попытаться ее как-то преобразовать, но, не меняя язык на котором была задана данная задача. Это значит, что если задача была алгебраической, то преобразованная задача тоже должна быть алгебраической, если она была геометрической то пр ...
Внедрение
инновационных технологий в практику школ
Становление и развитие новых социально-экономических и политических отношений в украинском обществе обусловили необходимость пересмотра требований к организации учебного процесса в школе. Важнейшим заданием системы образования сегодня является создание самых благоприятных условий для развития высок ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования