Формы работы по ознакомлению дошкольников с растительным и животным миром Забайкалья

Перспективы образования » Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края » Формы работы по ознакомлению дошкольников с растительным и животным миром Забайкалья

Страница 1

В настоящее время специалистами разработаны различные формы работы по экологическому воспитанию дошкольников. Вне дошкольного учреждения это могут быть экскурсии с детьми на природу, например в ближайший парк или групповой выезд в лесную зону, на участке детского сада это может быть такая форма, как работа по экологической тропе.

В группе же на занятиях формами работы являются рассказ и беседа, в том числе рассматривание картин о природе и их обсуждение, а также чтение детям стихов и рассказов о природе и беседа после прочтения.

В нашей практической работе в подготовительной группе «Самоцветики» мы использовали только те формы работы, которые проводятся на занятиях в группе, в частности, чтение детям рассказов о природе известного забайкальского писателя Георгия Граубина и дальнейшее групповое обсуждение прочитанного.

Гео́ргий Рудо́льфович Гра́убин (родился 11 июня 1929 года в селе Усть-Дая Сретенского района Читинской области) — забайкальский писатель, детский поэт, переводчик, заслуженный работник культуры РСФСР, почётный гражданин Читинской области, член Союза писателей СССР, член правления Союза писателей РСФСР, кавалер ордена «Знак Почёта». Стихи Граубина переведены на многие языки, положены на музыку, их включают в школьные учебники, пособия для учителей, антологии. Граубин — лауреат российской премии за лучшее произведение о работниках милиции и обладатель специального диплома Всесоюзного конкурса на лучшую детскую книгу. Он активно участвует в жизни Читы, является инициатором и организатором Дня города, праздников книги «Забайкальская осень».

Нами были прочитаны детям следующие рассказы и стихи Георгия Граубина: «Почему осенью – листопад?» (1985 г.), «Чем пахнут ветра?» (1965 г.), «Весенние хлопоты» (1971 г.), отрывки из произведения «Четырехэтажная тайга» (1965 г.) и др.

После прочтения каждого произведения с детьми проводилась беседа, где нами задавались вопросы детям по содержанию стихотворения или рассказа, по особенностям описания природы Родного края.

Для примера представим фрагмент работы в группе с произведениями Г.Граубина.

Речь экспериментатора: Богатейшая природа родного Забайкалья - особая любовь Георгия Рудольфовича Граубина. Исходив и объездив вдоль и поперек наш необозримый край, где есть тайга, степи, тундра, он написал стихотворения, полные любви, восхищения и гордости за свой родной любимый край, который прекрасен в разные времена года. Каждый период года он описывает с любовью, и оно особенное, ведь недаром цикл его стихотворений называется “Веселый год”.

Прослушайте стихотворение “Зима” и подумайте: почему герою весело жить зимой? (Экспериментатор читает стихотворение “Зима” под музыку П.И. Чайковского “Времена года”)

Как полотно простынное,

Пороша на полях.

А ели в шерстке инея,

Как в белых свитерах.

Под щит, морозом кованный,

Забился ручеек.

Ветрами утрамбованный,

Скрипит, скрипит снежок.

Как головешки, вороны

На этой белизне,

На зимние диковинки

Смотреть забавно мне!

Вот мама входит весело

С мороженым бельем:

Его сушить повесила,

Оно взялось колом.

И я трясусь от хохота:

Сорвавшись, на меня

Летят с железным грохотом

Трусы и простыня!

А следом – чудо новое:

Был папа на реке

И воду родниковую

Домой принес в мешке.

Как гири, в бочку падают

Большие глыбы льда.

Кого же не обрадует

Стучащая вода!

Я подышал на синее

Оконное стекло -

Оно покрылось инеем

И сразу расцвело.

Сливаясь с занавесками,

Возник пейзаж лесной…

И я подумал: весело

Бывает жить зимой!

Речь экспериментатора: Дети, ответьте на вопросы: Какое настроение у этих произведений? Что их объединяет?

Ответы детей.

Речь экспериментатора: У Граубина есть редкостный дар – увидеть в окружающем необыкновенное и поделиться своим впечатлением с читателями. В цвете обыкновенного снега, он нашел столько разнообразных оттенков знакомых вам не понаслышке. (Экспериментатор читает стихотворение “Снег”).

Снега в нас в Сибири

На всякий вкус и цвет.

Наверно, в целом мире

Снегов подобных нет.

Бывает снег колючим,

Бывает снег скрипучим.

А есть литой,

Крупчатый,

Как рожь, ядреный снег,

Хоть загребай лопатой

И засыпай в сусек!

Бывает снег пушистым,

Бывает черствым снег

И даже каменистым,

Как высохший чурек.

А есть, как мяч, упругий,

Спрессованный пургой, -

Его ни взрезать плугом,

Ни распилить пилой…

Придет неумолимо

В край сибирский

Снег

И в будущую зиму,

И в двадцать первый век.

Он будет всяким:

Блеклым

Блестящим, как слюда,

С дорожной пылью в порах,

Сухим, как в банке порох,

Таким сырым и мокрым,

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Этапы формирования знаний и умений в процессе обучения
Источниками знаний в обучении истории служат люди, а также книги, картины, кинофильмы, бытовые вещи и т. д. Во избежание недоразумений, оговорим различие между понятиями «исторические источники» и «источники исторических знаний школьников». Первое, заимствованное в исторической науке, означает доку ...

Экспериментальная проверка разработанной технологии обучения
Любая образовательная деятельность будет эффективной только в том случае, если это не разовые действия, а целостная система мер и воздействий, нацеленная на необходимое преобразование в подготовке будущего специалиста. Только комплексное применение и использование всего методического, управленческо ...

Программа развития творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Рабочая программа «Чудеса в ладошке» по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта второго поколения, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нра ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru