Основные требования к учителю, его функции и мастерство

Перспективы образования » Личный пример учителя в начальной школе » Основные требования к учителю, его функции и мастерство

Страница 5

Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных. Профессиональные качества связаны с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества. Любовь к своему профессиональному труду - качество, без которого не может быть педагога. Слагаемые этого качества - добросовестность и самоотверженность, радость при достижении воспитательных результатов, постоянно растущая требовательность к себе, к своей педагогической квалификации.

Личность современного учителя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать. Учитель всегда являет собой наглядный образец для подражания, он - своеобразный эталон того, как принято и как следует себя вести.

В начальной школе учитель - идеал, требования его - закон. Что бы там ни говорили дома, категорическое "А Марья Ивановна сказала так" моментально снимает все проблемы. Увы, идеализация учителя продолжается недолго и имеет тенденцию к сокращению. Помимо всего прочего, сказывается влияние дошкольных учреждений: дети видят в учителе того же детсадовского воспитателя.

Ученики 3-го класса пишут сочинение "Учитель". Интересно, что они пожелают учителям, на какие качества обратят внимание?

Сельские школьники единодушно согласились, что их учитель, точнее учительница, - превосходный мастер своего дела. У многих ребят к этому времени уже складывается свой образ учителя. Большинство видит в нем самого доброго человека. Под добротой наши третьеклассники понимают самые конкретные поступки: не ставит двойки, не задает домашних заданий на воскресенье, отвечает на все вопросы, хвалит за хорошие ответы, говорит родителям больше хорошего, чем плохого, " . чтобы мама, придя домой после родительского собрания, не сердилась" .

Небезынтересно отметить, что качества "хороший" и "добрый" отождествляются: хороший учитель обязательно добрый, добрый - всегда хороший. Кроме того, учитель должен быть умным - " . чтобы все знал и сразу отвечал на все вопросы". Он любит детей, а дети любят его. Учитель самый справедливый человек: ставит правильные, заслуженные оценки и лучшим ученикам в конце четверти " . не подставляет оценок, которых у них не было". Весьма ценится сдержанность: "чтобы не кричал, не разобравшись", "выслушивал ответы до конца". А кроме того, учитель: аккуратный (подразумевается красота учителя, вкус в одежде, прическе), умеет интересно рассказывать, вежливый, скромный, строгий ("чтобы ученики боялись и любили (!) учителя"), знает материал ("а не так, чтобы ученики исправляли на доске ошибки"), ласковый, как мама, бабушка, веселый, как сестра, требовательный ("потому что я могу учиться на "4" и "5", а учитель не спрашивает и мало требует, я и не учусь").15 учеников из 150 писавших сочинение захотели, чтобы учителя не ставили двоек в дневник за то, что нечаянно забыл форму или тапочки, сломал ручку или вертелся на уроке (" . а то мама сердится и даже бьется") .

Гуманистическая школа напрочь отвергает дидактогению - черствое, бездушное отношение к детям. Дидактогения - явление древнее. Еще в старину поняли ее пагубное влияние на обучение и был даже сформулирован закон, согласно которому грубое, бездушное отношение учителя к ученику непременно приведет к отрицательным последствиям. Дидактогения - уродливый пережиток прошлого.

Теперь в школах не бьют, не унижают, не оскорбляют, а дидактогения . осталась. Ю. Азаров рассказывает об учительнице, которая на уроках главное место отводила "порядку": "дети, сесть!", "дети, руки!", "выровняться!", "дети, ноги" . Несколько лет подряд учительницу ставили в пример: она владеет классом, она умеет организовывать ребят, она держит класс . Вот это последнее - "держать в руках" - наиболее точно характеризует сущность ее метода. Метода, увы, дидактогенического .

Существенно поясняет ситуацию использование понятия "идеальный педагог". Идеальный педагог - образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне.

Идеальный педагог - образец для подражания, ориентир для подготовки и эталон для сравнения.

Следует обратить внимание на динамизм педагогических качеств. Оставаясь неизменными по названию, они постоянно наполняются новым содержанием. Поэтому конкретные особенности качеств идеального педагога должны подвергаться регулярному критическому анализу, иначе, окостенев в своем развитии, они будут выглядеть архаично и малопривлекательно для острых в своем восприятии действительности учащихся и студентов. Но дело не только в этом. Существенным недостатком до сих пор было то, что качества идеального педагога выступали абстрактными ориентирами и завышенными притязаниями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи о педагогике:

Многообразие развивающей среды. Ее функции и принципы построения
Р Организующая функция имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле развивающая среда становится толчком для выбора ребенком того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его интерес ...

Говорение - цель и средство коммуникативного обучения
Говорение представляет собой вид речевой деятельности, посредством которого (совместно со слушанием) осуществляется устное вербальное общение. Говорение может обладать различной сложностью, начиная от выражения эффективного состояния с помощью простого восклицания, называния предмета, ответа на воп ...

Сущность и особенности нравственной культуры подростков
Из проведенного нами исследования следует, что понятие «нравственная культура» имеет очень широкий спектр толкования. Само понятие, укоренившись прочно в научно – публицистической литературе и в повседневном общении, оставляет за собой некоторую терминологическую неопределенность в системе этическо ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru