Гимназическое образование: прошлое и настоящее

Перспективы образования » Гимназическое образование: прошлое и настоящее

Страница 2

Необходимость реформирования среднего образования обусловливалась тем, что по сравнению с гимназиями реальные училища оказались в менее благоприятных условиях: доступ в университет для реалистов был закрыт, в специальные высшие учебные заведения — ограничен, а перевод из реальных училищ в гимназии затруднен. В Европе учебные заведения реального образования также изначально считались второсортными и менее престижными, нежели относившиеся к гимназическому типу, но здесь в 1870-е гг. "в общественном сознании и законодательстве происходят перемены, приведшие к выравниванию статуса реальных и классических школ".

Это подводит нас к выделению, наравне с функциональным и содержательным, субъектного аспекта проблемы гимназического образования. Учащиеся получили относительно свободный доступ к среднему образованию только в прошлом веке, ранее оно было доступно преимущественно выходцам из состоятельных семей. В России, согласно Уставу 1828 г., "главнейшей целью" учреждения гимназий было "достижение средств приличного воспитания детям дворян и чиновников". В этом проявилось стремление дворян иметь свою обособленную от других сословий среднюю школу. В появившихся в 1840-х гг. реальных училищах наибольший процент учащихся составляли уже дети горожан недворянского происхождения.

На рубеже XIX—XX вв. среднее образование повсеместно оставалось еще труднодоступным, но процесс демократизации в сфере народного просвещения был необратим. Все большее число детей получало доступ к начальному и среднему образованию. Однако все попытки общественности ускорить обновление структуры школы и содержания образования и привести гимназию в соответствие с требованиями эпохи закончились неудачей.

В России в 1918 г. гимназии были упразднены, в то время как в западноевропейских государствах процесс развития гимназического образования продолжился. С монополией классической гимназии было окончательно покопчено в первой половине XX в. Принцип альтернативности позволил создать систему средних учебных заведений, имевших два уклона: гуманитарный (академического характера) и естественнонаучный. Выпускники последних могли беспрепятственно поступать в высшие технические учебные заведения и на специализированные факультеты университетов. Особая роль отводилась профессионально-техническому обучению.

Можно сказать, что "современная школьная система в ведущих странах за рубежом возникла на фундаменте реформ первой половины нашего столетия". Ее главной особенностью был дуализм системы образования. Собственно полное среднее образование получали в учебных заведениях гимназического типа учащиеся из привилегированных слоев общества, остальные — основное среднее в альтернативной общеобразовательной школе.

В интересующем нас аспекте системы образования развитых европейских государств весьма различны. Например, в Германии существует несколько типов гимназий: классическая (1% учащихся), новых языков, математико-естественнонаучная, музыкальная, общественных наук и экономическая. Учащиеся могут после VI или VIII класса поменять тип своего обучения, что не означает смены самой гимназии, так как в каждой, как правило, существует несколько направлений. Есть специальные гимназии надстроечного типа со следующими уклонами: технико-технологическим, сельскохозяйственным и коммунального хозяйства. В них поступают выпускники реальных и единых (Gesamtschule) школ, желающие завершить среднее образование. Это объясняется тем, что только в гимназии есть "надстройка", состоящая из XI-XIII классов. Окончившие ее обладают обширными знаниями, достаточными для поступления в университет. Популярны гимназии сокращенного типа и вечерние. Подобное разнообразие несколько размывает понятие "гимназическое образование", но позволяет учитывать возможности и потребности всех, кто хочет получить прочные знания. Правда, отсев в этих учебных заведениях очень велик: лишь 25—30% поступивших в итоге получают аттестаты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи о педагогике:

Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия
Малая группа представляет собой небольшое объединение людей от 2-3 до 20-30 человек, занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Примерами малых ...

Система эвристических методов Г.Д. Балка
Система эвристических приемов Г.Д. Балка имеет в своей основе некоторые методы, рассмотренные выше, такие как введение вспомогательных неизвестных, преобразование задачи в равносильную ей, разбиение задачи на подзадачи. Однако, помимо того, важными для эвристических рассуждений автор считает методы ...

Говорение на иностранном языке как вид речевой деятельности
Говорение представляет собой форму устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего. Все функции устного общения ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru