Гимназическое образование: прошлое и настоящее

Перспективы образования » Гимназическое образование: прошлое и настоящее

Страница 2

Необходимость реформирования среднего образования обусловливалась тем, что по сравнению с гимназиями реальные училища оказались в менее благоприятных условиях: доступ в университет для реалистов был закрыт, в специальные высшие учебные заведения — ограничен, а перевод из реальных училищ в гимназии затруднен. В Европе учебные заведения реального образования также изначально считались второсортными и менее престижными, нежели относившиеся к гимназическому типу, но здесь в 1870-е гг. "в общественном сознании и законодательстве происходят перемены, приведшие к выравниванию статуса реальных и классических школ".

Это подводит нас к выделению, наравне с функциональным и содержательным, субъектного аспекта проблемы гимназического образования. Учащиеся получили относительно свободный доступ к среднему образованию только в прошлом веке, ранее оно было доступно преимущественно выходцам из состоятельных семей. В России, согласно Уставу 1828 г., "главнейшей целью" учреждения гимназий было "достижение средств приличного воспитания детям дворян и чиновников". В этом проявилось стремление дворян иметь свою обособленную от других сословий среднюю школу. В появившихся в 1840-х гг. реальных училищах наибольший процент учащихся составляли уже дети горожан недворянского происхождения.

На рубеже XIX—XX вв. среднее образование повсеместно оставалось еще труднодоступным, но процесс демократизации в сфере народного просвещения был необратим. Все большее число детей получало доступ к начальному и среднему образованию. Однако все попытки общественности ускорить обновление структуры школы и содержания образования и привести гимназию в соответствие с требованиями эпохи закончились неудачей.

В России в 1918 г. гимназии были упразднены, в то время как в западноевропейских государствах процесс развития гимназического образования продолжился. С монополией классической гимназии было окончательно покопчено в первой половине XX в. Принцип альтернативности позволил создать систему средних учебных заведений, имевших два уклона: гуманитарный (академического характера) и естественнонаучный. Выпускники последних могли беспрепятственно поступать в высшие технические учебные заведения и на специализированные факультеты университетов. Особая роль отводилась профессионально-техническому обучению.

Можно сказать, что "современная школьная система в ведущих странах за рубежом возникла на фундаменте реформ первой половины нашего столетия". Ее главной особенностью был дуализм системы образования. Собственно полное среднее образование получали в учебных заведениях гимназического типа учащиеся из привилегированных слоев общества, остальные — основное среднее в альтернативной общеобразовательной школе.

В интересующем нас аспекте системы образования развитых европейских государств весьма различны. Например, в Германии существует несколько типов гимназий: классическая (1% учащихся), новых языков, математико-естественнонаучная, музыкальная, общественных наук и экономическая. Учащиеся могут после VI или VIII класса поменять тип своего обучения, что не означает смены самой гимназии, так как в каждой, как правило, существует несколько направлений. Есть специальные гимназии надстроечного типа со следующими уклонами: технико-технологическим, сельскохозяйственным и коммунального хозяйства. В них поступают выпускники реальных и единых (Gesamtschule) школ, желающие завершить среднее образование. Это объясняется тем, что только в гимназии есть "надстройка", состоящая из XI-XIII классов. Окончившие ее обладают обширными знаниями, достаточными для поступления в университет. Популярны гимназии сокращенного типа и вечерние. Подобное разнообразие несколько размывает понятие "гимназическое образование", но позволяет учитывать возможности и потребности всех, кто хочет получить прочные знания. Правда, отсев в этих учебных заведениях очень велик: лишь 25—30% поступивших в итоге получают аттестаты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи о педагогике:

Сущность понятия «культура речи»
С литературным языком тесно связано понятие культуры речи. Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи — своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самы ...

Данные педагогических экспериментов
Исследование проводилось в школе №3 района, области в 3"А" и 3"Б" классах. Задача констатирующего эксперимента: выявить типичные речевые ошибки в работах учащихся. Для решения данной задачи было определено два класса - экспериментальный и контрольный. Экспериментальным классом я ...

Психолого-педагогический аспект развития коммуникативных способностей младших школьников
В последние годы в науке все чаще стали обращаться к проблеме развития культуры общения младших школьников. Существуют вполне объективные объяснения этому факту. В первую очередь это связано с конкретными требованиями к современному человеку изменяющегося общества. В новых условиях появились реальн ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru