Гимназическое образование: прошлое и настоящее

Перспективы образования » Гимназическое образование: прошлое и настоящее

Страница 3

Главная школа (Hauptschule), которую в начале 1950-х гг. посещало 80% учащихся, со временем уступила свои позиции двум другим типам средней школы. Поначалу она привлекала широкие слои населения доступностью общего образования, пусть и неполного; через сорок лет этого уровня уже было недостаточно, и количество посещавших ее учеников сократилось вдвое.

В Австрии действует похожая, но сравнительно упрощенная система образования. После окончания четырехлетней начальной (народной) школы четверть учащихся выбирает допрофессиональную подготовку в высшей начальной школе, остальные идут в главную школу. Академическое направление представлено восьмилетней общеобразовательной школой. В ней сосуществуют три вида образования: гуманитарно-языковое (гимназия), естественно-математическое (реальная школа) и коммерческо-экономическое. Учебные заведения этого типа готовят учащихся к поступлению в университет или специализированный вуз.

В Великобритании с 1965 г. наибольшей популярностью пользуется объединенная (общеобразовательная) школа. Причинами ее высокой посещаемости (88% учеников) послужили широкий выбор учебных дисциплин и наличие большого числа факультативов. Школа этого типа, как и грамматическая, дает право поступления в высшие учебные заведения, для чего существует так называемый "шестой класс" (2 года), где учащиеся получают образование по гуманитарному или естественнонаучному профилю.

Из всего вышесказанного следует, что ведущие страны Запада во второй половине XX в. смогли успешно справиться с теми противоречиями, которые возникли в связи с переходом к массовой полной средней школе. Это обусловлено в целом сходными историко-культурными и общественными процессами, повлиявшими на развитие систем образования европейских государств. Национальные различия в значительной мере определяются степенью централизации — в ФРГ народное просвещение находится в компетенции федеральных земель, что позволяет более оперативно реагировать на изменяющиеся требования к образованию, чем, например, во Франции.

Совершенствование гимназического образования, выразившееся в изменении его содержания и широком применении принципа вариативности, позволило сохранить его позиции в деле подготовки интеллектуальной элиты европейского сообщества. Финансовая элита и аристократия предпочитают посылать детей в частные школы, число которых постепенно растет. "Вовлеченность все большего числа членов общества в социальные процессы делает эти процессы массовыми. Но, становясь массовыми, социальные процессы меняют не только людей, но и связанные с ними социальные институты". Именно общественное движение сделало возможной модернизацию классической системы, на необходимости которой настаивал, в частности, Г. Спенсер, считавший обучение в европейской школе XIX в. не соответствующим уровню развития науки и находящимся в отрыве от потребностей реальной жизни. Стоимость обучения на протяжении веков связывалась с его качеством, и частные школы в этом смысле были заведениями для имущих слоев населения. Поскольку социальный состав учащихся в стране отражает развитие общественных отношений, повышение доступности образования в прошлом веке сыграло немаловажную роль. Принятие практически во всех экономически развитых странах Европы законов об обязательном начальном обучении стало итогом развития общеобразовательной школы в XIX в.; в послевоенные годы прошлого века в ведущих странах Запада стало обязательным и неполное среднее образование.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи о педагогике:

Фотоискусство как средство развития творческого потенциала
Фотоискусство - разновидность художественного творчества, в основе которого лежит использование выразительных возможностей фотографии. Фотография занимает немалую часть нашей сегодняшней жизни. Это очень обычно для нас - взять в руки фотокамеру, отправляясь в путешествие, на прогулку, встречу или п ...

Воспитание как сфера общественной деятельности
Новое нравственное и политическое мышление потребовало неотложных преобразований практически во всех сферах общественной жизни. Конечно же воспитание не стало исключением, т.к. осуществление задач социально-экономического, нравственного и культурного развития общества невозможно без формирования ли ...

Роль преподавателя в учебном процессе иностранной аудитории
Преподаватель иностранного (русского) языка в ВУЗе сегодня мало чем отличается от своих коллег с других кафедр. Хотя и здесь уже начинают проявляться определенные тенденции, связанные с усилением гуманистической составляющей в преподавании этой учебной дисциплины. Специфика преподавания данной дисц ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru