Гимназическое образование: прошлое и настоящее
Главная школа (Hauptschule), которую в начале 1950-х гг. посещало 80% учащихся, со временем уступила свои позиции двум другим типам средней школы. Поначалу она привлекала широкие слои населения доступностью общего образования, пусть и неполного; через сорок лет этого уровня уже было недостаточно, и количество посещавших ее учеников сократилось вдвое.
В Австрии действует похожая, но сравнительно упрощенная система образования. После окончания четырехлетней начальной (народной) школы четверть учащихся выбирает допрофессиональную подготовку в высшей начальной школе, остальные идут в главную школу. Академическое направление представлено восьмилетней общеобразовательной школой. В ней сосуществуют три вида образования: гуманитарно-языковое (гимназия), естественно-математическое (реальная школа) и коммерческо-экономическое. Учебные заведения этого типа готовят учащихся к поступлению в университет или специализированный вуз.
В Великобритании с 1965 г. наибольшей популярностью пользуется объединенная (общеобразовательная) школа. Причинами ее высокой посещаемости (88% учеников) послужили широкий выбор учебных дисциплин и наличие большого числа факультативов. Школа этого типа, как и грамматическая, дает право поступления в высшие учебные заведения, для чего существует так называемый "шестой класс" (2 года), где учащиеся получают образование по гуманитарному или естественнонаучному профилю.
Из всего вышесказанного следует, что ведущие страны Запада во второй половине XX в. смогли успешно справиться с теми противоречиями, которые возникли в связи с переходом к массовой полной средней школе. Это обусловлено в целом сходными историко-культурными и общественными процессами, повлиявшими на развитие систем образования европейских государств. Национальные различия в значительной мере определяются степенью централизации — в ФРГ народное просвещение находится в компетенции федеральных земель, что позволяет более оперативно реагировать на изменяющиеся требования к образованию, чем, например, во Франции.
Совершенствование гимназического образования, выразившееся в изменении его содержания и широком применении принципа вариативности, позволило сохранить его позиции в деле подготовки интеллектуальной элиты европейского сообщества. Финансовая элита и аристократия предпочитают посылать детей в частные школы, число которых постепенно растет. "Вовлеченность все большего числа членов общества в социальные процессы делает эти процессы массовыми. Но, становясь массовыми, социальные процессы меняют не только людей, но и связанные с ними социальные институты". Именно общественное движение сделало возможной модернизацию классической системы, на необходимости которой настаивал, в частности, Г. Спенсер, считавший обучение в европейской школе XIX в. не соответствующим уровню развития науки и находящимся в отрыве от потребностей реальной жизни. Стоимость обучения на протяжении веков связывалась с его качеством, и частные школы в этом смысле были заведениями для имущих слоев населения. Поскольку социальный состав учащихся в стране отражает развитие общественных отношений, повышение доступности образования в прошлом веке сыграло немаловажную роль. Принятие практически во всех экономически развитых странах Европы законов об обязательном начальном обучении стало итогом развития общеобразовательной школы в XIX в.; в послевоенные годы прошлого века в ведущих странах Запада стало обязательным и неполное среднее образование.
Статьи о педагогике:
Методы и направления развития творческого потенциала подростков
средством фотоискусства
Положительное воздействие фотографии на личность и ее отношение с окружающим миром могут проявляться как при самостоятельных занятиях, так и при создании и обсуждении фотоснимков совместно со специалистом (преподавателем, психологом,) и между других учащихся. Искусство фотографии само по себе много ...
Создание экологического пространства в ДОУ для ознакомления с природой
Забайкалья
Практическая работа осуществлялась нами на базе ДОУ №22. Рассмотрим, какое экологическое пространство создано в данном дошкольном учреждении для ознакомления детей с природой Забайкальского края. Ознакомление детей с природой Родного края в детском саду требует постоянного непосредственного общения ...
Общие сведения по развитию речи у детей с моторной алалией
Для развития речи детей с моторной алалией необходима практика общения на доступном для ребенка уровне: операции с отдельными словами (покажи, повтори, назови), с фразами, не объединенными смысловым контекстом (понимание вопросов, ответы на них в развернутой форме), с фразовым материалом, объединен ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования