Понятие «театрализованная игра», ее виды, значение и место в воспитательном процессе

Перспективы образования » Театрализованная игра как средство эстетического воспитания » Понятие «театрализованная игра», ее виды, значение и место в воспитательном процессе

Страница 2

В толковом словаре С.И. Ожегова театрализованная игра или игра-драматизация трактуется как умение «переделать какое-либо произведение, придавая ему форму драмы в качестве рода литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актерами на сцене».

Театрализованную игру как «предэстетическую» деятельность, одну из форм перехода к продуктивной, эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей определяет А.Н. Леонтьев .

Театрализованные игры в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают тему или сюжет различает Т.А. Куликова. Она разделила театрализованные игры на две основные группы: режиссерские игры и игры драматизации. К режиссерским играм детском саду Т.А. Куликова относит настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок не является действующим лицом, он изображает персонажа интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена, ведь он действует неподвижной или малоподвижной игрушкой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.

Различные иды театрализованных игр выделяет Л.В. Артемова, отличающихся художественным оформлением и спецификой детской театрализованной деятельности:

Игры-драматизации. В них дети представляют спектакль сами, каждый ребенок выполняет свою роль. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Атрибут – признак персонажа, который символизирует его типичные свойства (например, маска). Создать образ ребенок должен сам – с помощью интонации, мимики, жестов, движений.

Пальчиковый театр. Атрибуты ребенок надевает на пальцы, но как в драматизации сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей.

Театр петрушек (куклы би-ба-бо). В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляется с помощью движений пальцев кисти руки. Куклы би-ба-бо обычно действуют на ширме.

Театр марионеток. Их водят по площадке, сцене, дергая сверху за нитки, веревки, закрепленные на планках.

Настольный театр игрушек. В этом театре используются самые разнообразные игрушки – фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. В этих играх дети используют плоскостные фигурки или картинки. На фланелеграфе или экране дети показывают сказку, рассказ. Все картинки – персонажи и декорации, необходимо сделать двухсторонними, так как неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали, нужны опоры. Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Важно имитировать нужное движение: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст. Желательно использовать элементы декорации: 2-3 дерева, лужайку, ручеек.

К стендовым театрализованным играм Л.В. Артемова относит:

Стенд – книжка. Автор отмечает, что динамику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Для игр типа путешествий удобно использовать стенд-книжку. Укрепить ее нужно на нижней части доски. По ходу игры ведущий переворачивая листы стенда-книжки, демонстрирует различные сюжеты, встречи, события, которые происходят в игре.

Фланелеграф. Картинки хорошо показывать и на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и обратная сторона картинки. Разнообразные по форме экраны позволяют создать «живые» картины, которые удобно демонстрировать всей группе детей.

Теневой театр. Для которого, как считает Л.В. Артемова, необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черты плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук .

Л.B. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С Фурмина и др. выделяют как характерную особенность театрализованных игр литературную или фольклорную основу их содержания и наличие зрителей . Эти исследователи также разделяют театрализованные игры на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Определение понятия "мотивация". "Мотивация" и "мотив". Виды мотивов
Проблема мотивации является особенно актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии и методике преподавания иностранных языков. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его рег ...

Педагогическая система П.П. Блонского
Павла Петровича блонского (1884—1941) часто назы­вают «советским Песталоцци», он оказал большое влияние на педагогов 20-х годов. Он сформулировал основополага­ющие педагогические идеи: обучение и воспитание долж­но осуществляться на основе знаний закономерностей разви­тия ребенка; уважение личности ...

Разработка тренинга
Ключевые стадии разработки тренинга включают: 1) разработку идеи тренинга, 2) определение потребностей участников тренинга, 3) разработку программы тренингового занятия (или занятий), 4) подготовку материалов для проведения тренинга, 5) организацию программы тренинга, 6) оценка и анализ результатов ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru