Воспитание у дошкольника чувства гражданственности
Гражданское общество - общество граждан высокого социального, экономического, культурного и морального статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения. Это бесконечный процесс совершенствования общества и человека, охватывающий все стороны жизни.
Наличие гражданского общества - важнейший признак и условие существования демократического государства, строительство которого является главной задачей современной жизни.
Сущность понятия «гражданственность» в его высоком личностном смысле, сводится в основном к способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу. Гражданственность - это высшая ступень развития нравственного сознания личности. Педагоги выражают по этому поводу беспокойство: нельзя растить детей «отчужденных» от жизни и интересов своего государства, людей без Отечества.
Гражданское самосознание - важная составная часть общественного сознания и общественного мнения. Являясь одной из основ социального сознания и ориентиром гражданского поведения, гражданское самосознание окрашивает в специфические тона социальное воспитание, формирование впечатлений о соотнесенности социальных событий.
Самосознание ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте. Его представления о себе, наряду с личными качествами, включает характеристики, которые связаны у взрослого с осознанием своей принадлежности к разным социальным группам: определенному полу, семье, народу, государству. Обычно акцент в разговоре о гражданском воспитании ставится на том, насколько важно для общества растить активных в будущем его членов, готовых участвовать в управлении этим государством.
«Присвоение» родной культуры - важнейшая задача развития ребенка, но она же и есть составляющая процессов патриотического и гражданского воспитания, другая их составляющая - воспитание гражданина цивилизованного общества, гражданина своей страны. Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. Изменения в современном обществе и государстве, нестабильность сегодняшнего дня, деидеологизация воспитательно-образовательного процесса в педагогической практике привели к тому, что проблемы гражданского и патриотического воспитания детей дошкольного возраста оказались, как бы изъяты из наших образовательных программ. Исследований по вопросу воспитания гражданственности в дошкольном возрасте крайне мало. Хотя в период с 60-х по 80-е годы был проведен ряд опытно-экспериментальных работ по проблеме патриотического и интернационального воспитания (М.И. Богомолова, А.А. Анциферова, Э.К. Суслова). Проведен анализ имею щихся исследований по данной проблеме применительно к условиям 80-х-середины 90-х годов (А.В. Беляев, А. С. Бык, Н.И. Васильев, О.И. Волжина, А. С. Гаязов, Е.В. Известнова, Н.В. Ипполитова, Н.Г. Капустина, Д.В. Кузнецова, А.Ф.. Никитин, О.П. Песоцкая, И.Л. Судакова, И.М. Тагильцева, М.П. Чумакова, М.А. Якобсон и другие). Происходит возврат к старому содержанию и формам ведения этой работы, что не дает удовлетворения и не является действенным решением проблемы. Возможно, один из источников затруднений на современном этапе - неточность понятий «патриотическое» и «гражданское» воспитание.
Препятствием, затрудняющим процесс воспитания гражданственности детей дошкольного возраста является отсутствие научно обоснованной, теоретической базы, неизученность начальной ступени формирования ребенка как гражданина, неумение педагогов применять адекватные формы этой работы в современных условиях. Практика остро нуждается в технологических разработках данного вопроса. Налицо противоречие между необходимостью проведения специальной работы по воспитанию у дошкольников основ гражданственности и отсутствием педагогических технологий данного процесса.
Актуальность проблемы воспитания гражданственности, обусловленная потребностью общества в формировании нового типа личности, определила тему курсовой работы: «Воспитание у детей чувства гражданственности».
Цель исследования: теоретически обосновать формы и методы воспитания чувства гражданственности у детей старшего дошкольного возраста. патриотизм гражданственность воспитание дошкольник
Объект исследования: процесс воспитания чувства гражданственности у старших дошкольников.
Предмет исследования: методы и формы воспитания чувства гражданственности у детей.
Гипотеза исследования: гражданственность как нравственное качество личности детей старшего дошкольного возраста будет воспитываться успешно, если:
- процесс воспитания реализуется с учетом содержания понятия «гражданственность детей дошкольного возраста» ;
- определены критерии и уровни сформированности гражданственности у старших дошкольников;
- теоретически разработан и экспериментально апробирован комплекс занятий, учитывающий поэтапное ознакомление детей с Родиной, гражданскими правами, обязанностями, людьми разных национальностей.
Исходя из определения цели и формулировки гипотезы, в исследовании, были поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Уточнить содержание понятия «гражданственность» для детей дошкольного возраста.
3. Определить критерии и уровни сформированности гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и экспериментально апробировать комплекс занятий по воспитанию чувства гражданственности в старшем дошкольном возрасте.
Методологической и теоретической основой исследования являются:
- Государственные документы по реформированию народного образования Республики Узбекистан;
-общетеоретические положения психологии о высокой восприимчивости детей старшего дошкольного возраста к социально-педагогическим воздействиям (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);
-теоретико-методологические аспекты воспитания гражданственности (А.В. Беляев, Н.И. Болдырева, Л.П. Буева, Г.Е. Глезерман, Н.К. Гончаров, И.С. Кон, Ф.Ф. Королев, И. С. Марьенко, Э.И. Моносзон, Г.Л. Смирнов, Г.Н. Филонов и другие);
Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); наблюдение; изучение продуктов детской деятельности (рисунки); опросные методы (интервьюирование, анкетирование, проведение бесед); количественная и качественная обработка эмпирических данных. Надежность и достоверность полученных результатов обеспечена использованием методов, адекватных - задачам и гипотезе исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- доказана возможность воспитания чувства гражданственности у старших дошкольников путем интеграции элементов гражданственности: патриотизм, гражданские права, обязанности и межнациональная толерантность;
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: - на основе историко-логического анализа определены концептуальные подходы исследуемой проблемы и конкретизировано понятие «гражданственность в старшем дошкольном возрасте» с позиций интегративного подхода;
Практическая значимость исследования заключается в возможности внедрения разработанного комплекса занятий по формированию чувства гражданственности в практику ДОУ
Достоверность результатов и обоснованность выводов, полученных в исследовании, обеспечивается применением комплекса теоретических и практических методов с опорой на современные философские, психолого-педагогические исследования; обширным фактическим материалом, его качественным и количественным анализом; данными опытно-экспериментальной работы.
- Содержание понятий «патриотизма» и «гражданственности»
- Воспитание патриотизма – как основа воспитания чувства гражданственности у детей старшего дошкольного возраста
- Диагностика сформированности чувства гражданственности у детей 5-7 лет
- Воспитание у детей чувства гражданственности
- Диагностика сформированности чувства гражданственности у детей 5-7 лет
Статьи о педагогике:
Система дополнительного образования
Весь мир нуждается в радикальных изменениях, обновлении и обогащении духовной культуры, развитии новых технологий, формировании особого типа личностей, способных по-новому решать сложнейшие проблемы выживания цивилизации, умеющих изобретать и творить во имя украшения собственной жизни и жизни други ...
Общая методика повышения предметной мотивации
Эффективное формирование предметной мотивации школьников было осуществлено в рамках специального организованного обучения математике, удовлетворяющего следующим требованиям: – Цели и содержание обучения соответствуют требованиям программы по математике; – Использованные методы обучения соответствую ...
Массовый и новаторский педагогический опыт. Пути, методы, обобщение и их
значение в развитии педагогической науки
Распознавание, изучение и обобщение содержания нового опыта является важной теоретической и практической проблемой. Многие учителя и методисты затрудняются при решении задачи обобщения педагогического опыта. Это связано с недостаточной определенностью соответствующих путей обобщения в контексте сис ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования