Значение ознакомления с массой предметов для сенсорного, умственного и математического развития детей дошкольного возраста

Перспективы образования » Развитие представлений о массе предметов у детей дошкольного возраста » Значение ознакомления с массой предметов для сенсорного, умственного и математического развития детей дошкольного возраста

Страница 2

Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений.

Создание целостного образа, учитывающего все свойства предмета, возможно лишь в том случае, если ребенок овладел поисковыми способами ориентирования при выполнении задания. С этой целью следует научить его планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию, ощупыванию и обследованию.

В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, - сенсорными эталонами - для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.

С сенсорными эталонами дети должны знакомиться при помощи собственных действий. При ознакомлении с сенсорными эталонами дети усваивают и их названия, но это не должно становиться главным в обучении. Обучение способам применения сенсорных эталонов предполагает постепенный перевод детей от использования реальных образцов к использованию усвоенных представлений.

Усвоить сенсорный эталон - значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, «взвесить».

Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестетическое (двигательное) восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о массе предмета, ознакомление с которой невозможно без интеграции движений рук и глаз. Большую роль играют мышечные ощущения в формировании второй сигнальной системы. Слуховое восприятие речи осуществляется при участии движений: у слушающего человека можно обнаружить непроизвольные движения речевого аппарата с беззвучным повторением тех слов, которые он слышит.

Отечественная наука выделяет два основных сенсомоторных метода - обследование

и

сравнение.

Обследование - специально организованное восприятие предмета (объекта) с целью использования его результатов в какой-либо практической деятельности. Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов.

Сравнение -

это и дидактический метод, и одновременно мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между массой предметов. Сравнение может идти путем сопоставления предметов и образцов-эталонов, а также путем последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета, способом выполнения планомерных действий. Первоначально выделенное лишь общее представление о предмете затем сменяется более определенным и детальным восприятием.

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Опыт работы по развитию у детей количественных представлений в группе «Почемучки»
Развитие у детей среднего дошкольного возраста количественных представлений в нашей группе идет по трем направлениям: работа на занятиях; работа в повседневной жизни(специально организованная деятельность, самостоятельная деятельность детей); работа дома. На каждом занятии по формированию элементар ...

Психолого-педагогическая диагностика уровня развития коммуникативных способностей младших школьников
Развитие коммуникативных способностей учащихся предполагает понимание учителем целей обучения речевому общению. Возможности урока, способствующие развитию коммуникативных способностей ученика начальной школы огромны. И в нашей работе, с целью определения уровня сформированности коммуникативных спос ...

Анализ достигнутых результатов и методические рекомендации
На заключительном этапе опытно-исследовательской работы (на контрольном этапе) была проведена повторная проверка уровня развития диалогической речи на уроках английского языка у подгруппы 3 «Б» класса. Учащимся, как и на констатирующем этапе, было предложено пройти письменный тест, суть которого за ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru