Личность учителя как психолого-педагогическая проблема: современные подходы в исследовании

Перспективы образования » Личность учителя глазами младшего школьника » Личность учителя как психолого-педагогическая проблема: современные подходы в исследовании

Страница 2

Одна любовь к детям еще не определяет успешности педагогической деятельности. Нужны определенные качества личности, которые обеспечивают успех в педагогическом труде -

педагогические способности.

Таблица 1 Комплекс педагогических способностей

Гностические способности

Учитель должен уметь учиться сам, систематизировать изученное, быть способным к познанию индивидуальных особенностей детей (темперамента, характера, способностей, склонностей и др.), своих собственных индивидуальных особенностей.

Проектировочные способности

Учитель должен уметь проектировать личность ученика, возможности его развития, свою деятельность.

Конструктивные способности

Проявляются в умении делать сложное доступным, учитывать возрастные и индивидуальные способности учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Коммуникативные способности

Связаны с умениями устанавливать и поддерживать контакты с детьми, другими учителями, родителями учащихся, строить правильные взаимоотношения с ними, выбирать в нужный момент целесообразные меры воздействия.

Организаторские способности

Учитель должен уметь организовывать детей, вести их за собой, включать в разнообразные виды деятельности, побуждать к самовоспитанию.

Как видно, из таблицы 1, комплекс педагогических способностей включает в себя гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские способности.

Учителю необходимы: терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность (человечность, доброта, отзывчивость, уважение к людям). Весьма желательны для педагога такие качества, как

наличие чувства юмора; дополнительные возможности воздействия на школьников получает учитель, имеющий

способности и умения в какой-либо области: технике, спорте, музыке, живописи и т. д. Качество, которое объединяет все названные, активизирует их развитие - профессиональная педагогическая направленность. Это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность на педагогическую деятельность.

Отсутствие или слабое развитие какого-либо профессионально значимого качества может быть компенсировано сильным развитием другого, кроме того, недостаточные качества можно и должно развивать.

А. В. Мудрик в своей книге «Учитель: мастерство и вдохновение» (1986) с

оветует выбирающим педагогическую профессию воздержаться от вступления на педагогическую стезю:

- если у Вас плохое здоровье и врачи считают, что оно не улучшится;

- если Вы, несмотря на долгую и упорную работу над собой, обладаете плохой дикцией;

- если, несмотря на все усилия, у Вас не получается устанавливать контакты с людьми;

- если люди, младшие и старшие, вызывают у Вас стойкую неприязнь или постоянно раздражают;

- если Ваши товарищи утверждают, что Вам не хватает доброты, что Вы часто несправедливы, что у Вас трудный характер.

Противопоказания педагогической деятельности:

- не может быть учителем аморальный человек, не имеющий твердых убеждений;

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Россия в Болонском процессе
Интеграция в мировую систему высшего образования системы высшего профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы - это один из принципов государственной политики в сфере образования, который зафиксирован Федеральным законом ...

Сравнительный анализ учебников 5-6 классов
В курсе математики 5-6 классов текстовые задачи решают практически с первых уроков. Основными авторами учебников являются: Виленкин Н.Я и др. Математика 5,6. Нурк Э.Р., Тельгмаа А.Э. Математика 5,6. Зубарева И.И, Мордкович Л.Г. Математика 5,6. Дорофеева Г.В., Шарыгин И.Ф. Математика 6. Если сравнив ...

Динамика силовых возможностей волейболистов 12-14 лет при выполнении изометрического упражнения локального воздействия
Для характеристики естественных возможностей проявления силовых качеств было использовано следующее контрольное упражнение изометрического характера: испытуемый стоит прямо, в опущенных руках удерживает груз хватом сверху, равный 30% от максимального результата, который он смог поднять в предварите ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru