Личность учителя как психолого-педагогическая проблема: современные подходы в исследовании
Одна любовь к детям еще не определяет успешности педагогической деятельности. Нужны определенные качества личности, которые обеспечивают успех в педагогическом труде -
педагогические способности.
Таблица 1 Комплекс педагогических способностей
Гностические способности |
Учитель должен уметь учиться сам, систематизировать изученное, быть способным к познанию индивидуальных особенностей детей (темперамента, характера, способностей, склонностей и др.), своих собственных индивидуальных особенностей. |
Проектировочные способности |
Учитель должен уметь проектировать личность ученика, возможности его развития, свою деятельность. |
Конструктивные способности |
Проявляются в умении делать сложное доступным, учитывать возрастные и индивидуальные способности учащихся в учебно-воспитательном процессе. |
Коммуникативные способности |
Связаны с умениями устанавливать и поддерживать контакты с детьми, другими учителями, родителями учащихся, строить правильные взаимоотношения с ними, выбирать в нужный момент целесообразные меры воздействия. |
Организаторские способности |
Учитель должен уметь организовывать детей, вести их за собой, включать в разнообразные виды деятельности, побуждать к самовоспитанию. |
Как видно, из таблицы 1, комплекс педагогических способностей включает в себя гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские способности.
Учителю необходимы: терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность (человечность, доброта, отзывчивость, уважение к людям). Весьма желательны для педагога такие качества, как
наличие чувства юмора; дополнительные возможности воздействия на школьников получает учитель, имеющий
способности и умения в какой-либо области: технике, спорте, музыке, живописи и т. д. Качество, которое объединяет все названные, активизирует их развитие - профессиональная педагогическая направленность. Это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность на педагогическую деятельность.
Отсутствие или слабое развитие какого-либо профессионально значимого качества может быть компенсировано сильным развитием другого, кроме того, недостаточные качества можно и должно развивать.
А. В. Мудрик в своей книге «Учитель: мастерство и вдохновение» (1986) с
оветует выбирающим педагогическую профессию воздержаться от вступления на педагогическую стезю:
- если у Вас плохое здоровье и врачи считают, что оно не улучшится;
- если Вы, несмотря на долгую и упорную работу над собой, обладаете плохой дикцией;
- если, несмотря на все усилия, у Вас не получается устанавливать контакты с людьми;
- если люди, младшие и старшие, вызывают у Вас стойкую неприязнь или постоянно раздражают;
- если Ваши товарищи утверждают, что Вам не хватает доброты, что Вы часто несправедливы, что у Вас трудный характер.
Противопоказания педагогической деятельности:
- не может быть учителем аморальный человек, не имеющий твердых убеждений;
Статьи о педагогике:
Образование как процесс
Образование как процесс - это движение от целей к результату, процесс субъектно-субъектного взаимодействия педагогов с воспитанниками, когда воспитанники в процессе обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития превращается в активного субъекта педагогического взаимодейств ...
Социально-исторические предпосылки введения учебного предмета
«Основы православной культуры» в содержание общего образования России
Современный период в нашей истории и образовании – это время, когда произошла смена ценностных ориентиров и общественных идеалов. На рубеже веков, в которых пришлось жить нам и нашим детям, вследствие крупных социально – политических изменений произошли глобальные перемены и в человеческом сознании ...
Особенности развития представлений о величине у
старших дошкольников
Столяр А.А. , Метлина Л.С. отмечают, что для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдель ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования