Классификация дидактических игр

Страница 2

И г р ы – п р е д л о ж е н и я: "Что бы я сделал .?" или "Что было бы .?" иногда началом таких игр может быть картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления, последовательного действия. Игровая задача заложена в самом названии, с которого учитель начинает игру. Эти игры требуют умения соотносить знания с обстоятельствами, установление причинно-следственных связей. Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг друга.

И г р ы – з а г а д к и. Главной особенностью загадок является логическая задача. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассматривать, делать выводы, умозаключения. Ю.Г. Илларионова отмечала: "Загадка, не смотря на миниатюрность, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Нужно только, обращаясь к загадке, уметь видеть и мудрую глубину и эстетическую привлекательность. Учите детей отгадывать загадки".

И г р ы – б е с е д ы. В их основе лежит общение детей с учителем, учителя с детьми, детей друг с другом. Отличительными чертами такого общения являются непосредственность переживаний, заинтересованность, добросовестность, вера в "правду игры", радость игры. Игра – беседа воспитывает умение сосредоточить внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждения. Основным средством игры – беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чём-либо.

И г р ы – с к а з к и раскрывают для детей характер отношений, которые они в силу подражания незаметно усваивают. Питает игру художественная литература для детей. Источником, обогащающим игру, являются наглядно – изобразительные средства, в первую очередь – картинки. Например, экологическая сказка для первоклассников о похождении Эколобка. Она сделана в виде выпусков. Автор сюжета Л.Н. Ердаков, художники Л.А. и Т.А. Якушкевич. Герой народной сказки Колобок оказывается в различных экологических ситуациях. Он становится членом многих биоценозов и вступает во взаимоотношения с живой и неживой природой. Следовательно, на него воздействует Среда, а он, в свою очередь, как-то её изменяет. Это уже экологический персонаж, поэтому - Эколобок.

Таким образом, все классификации дидактических игр исходят из следующих основных закономерностей обучения:

· Обучение происходит только при активной деятельности учащихся;

· Чем разностороннее, обеспечиваемая учителем деятельность учащихся, тем выше качество усвоения на уровне, зависящим от характера организуемой деятельности – репродуктивной или творческой (главные закономерности обучения).

Активность учащихся возрастает при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму наиболее органично связаны с процессом познания. Интерес к игре такого типа определяется исключительно потребностью человеческого ума в упражнениях. Интеллектуальные игры обычно заключают в себе проблему, этим объясняется их привлекательность для учащихся. Они требуют догадки, поиска, "игры ума".

Страницы: 1 2 


Статьи о педагогике:

Качества хорошей речи
Один из основоположников культуры речи С. И. Ожегов писал: «Высокая культура речи — это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Но высокая культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное сред ...

Система развивающего обучения Л.В. Занкова
С идеями развивающего обучения связывается возможность изменений в школе. В последние годы значительные изменения происходят в системе начального обучения. Увеличено количество вариативных учебни­ков (с 7 в 1990 г. до 58 в 1999 г.). Практически все учебники оснащены так называемым «шлейфом» (пропис ...

Пейзажная живопись как средство формирования словаря у детей с ОНР
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, графика, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно, а это близко детям дошкольного возраста. Изобразительное искусство рассматривается как особый вид чело ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru