Общие свойства и особенности города

Страница 2

Особое значение многофункциональности в том, что она помогает городу, его населению выжить в условиях рыночной экономики, конкурентной борьбы, меняющейся конъюнктуры, дает городу возможность экономического маневра, перемещения акцента в направлениях развития.

Для города-лидера особенно важны виды деятельности, которые работают на прогресс. Историческая миссия городов — обеспечивать “производство” идей.

Город не существует вне своего окружения. Он связан с окружающим районом, использует его ресурсы, обязан обслуживать этот район, для чего в своей функциональной структуре должен иметь соответствующие производства и службы.

В самой сущности города, в его развитии и в функционировании заключен динамизм. Раз город призван создавать предпосылки для прогрессивных изменений в обществе, он сам обязан непрестанно меняться. Истинный город невозможно представить неподвижным, замершим, не развивающимся. Он динамичен с первого дня возникновения и является символом развития.

Динамичность функционирования (динамичная статика) проявляется благодаря концентрации взаимодействующих объектов в пределах ограниченной территории: приток людей из пригородов в город, из периферийных районов в центр, а затем обратно, пиковые нагрузки на транспорте, непрерывность действия многих производств, всех систем жизнеобеспечения и т.д.

Динамизм развития выражается в непрестанной трансформации функциональной структуры, адаптации планировочной структуры к изменяющимся условиям, перепланировке улиц, прокладывании новых магистралей, создании новых промышленных, научно-производственных зон и жилых районов, обновлении застройки и т.д. Это свойство города вызвало появление концепции динамического города динаполиса, способного развиваться без градостроительных трудностей.

Трансформацию отраслевой и планировочной структур, пространственную дифференциацию городской среды, выход города “во вне” и формирование колец поселений-спутников — все это можно рассматривать как процессы саморазвития города, одну из основ его непрерывной эволюции. Но город развивается отзываясь также и на внешние воздействия. Заметим, что и эти внешние воздействия, в свою очередь, следует рассматривать как проявление саморазвития систем более высокого порядка, составной частью которых является данный город. К этим системам относятся страна, регион, отрасль, производственно-территориальный комплекс и т.д.

Свойство; придающее городу четвертое измерение, — историческая многосложность. Города — своеобразные аккумуляторы истории. Накопленное прошлое наделяет города способностью “открывать двери” в историю, приближать ее к нашему времени. Даже в городах-новостройках различимы пласты истории. отмеченные сменой стиля, переходом на застройку домами иного типа, изменением масштаба улиц и площадей. Что же касается городов, существующих многие столетия, то они способны отразить глубину цивилизации. Их архитектурные памятники, древние сооружения, свидетельствуют о прошлом страны и её народа. Исторические города выполняют большую воспитательную роль, являясь, по образному выражению академика Д.С.Лихачёва, университетами патриотизма. Они становятся центрами туризма, привлекая со всего света миллионы людей, желающих “прикоснуться” к истории. Такие города становятся известными всему миру: Венеция и Флоренция, Псков и Новгород, Москва и Санкт-Петербург.

Городу как форме территориальной организации жизни и деятельности людей свойственны противоречивость и проблемность. Противоречия заложены изначально, в самой его сущности. Они могут быть ослаблены разумным регулированием социально-экономического развития, но могут быть и усилены просчетами в планировании и проектировании. Было бы ошибкой видеть корень проблем и противоречий в неправильных действиях людей. Их порождает, прежде всего, сам город как очень сложное по своей структуре и динамике образование.

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Образование как процесс
Образование как процесс - это движение от целей к результату, процесс субъектно-субъектного взаимодействия педагогов с воспитанниками, когда воспитанники в процессе обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития превращается в активного субъекта педагогического взаимодейств ...

Пути реализации метода творческих проектов в общеобразовательной средней школе
Метод проектов – это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания, и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Он применяется и при коллективной, и при индивидуальной рабо ...

Опыт работы по развитию у детей количественных представлений в группе «Почемучки»
Развитие у детей среднего дошкольного возраста количественных представлений в нашей группе идет по трем направлениям: работа на занятиях; работа в повседневной жизни(специально организованная деятельность, самостоятельная деятельность детей); работа дома. На каждом занятии по формированию элементар ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru