Определение понятия "мотивация". "Мотивация" и "мотив". Виды мотивов

Страница 3

Другой подход к выделению и классификации мотивов - по видам активности, проявляемой человеком: мотивы общения, игры, учения, профессиональной, спортивной и общественной деятельности и т.д. Здесь название мотива определяется видом проявляемой активности. Так, С.А. Рубинштейн в своих работах представляет подробное описание мотивов труда, игры и, в частности, акцентирует внимание на мотивах учения: "Мотивы, которые определяют преобладание интереса к тому или иному предмету, многообразны. В основном они сводятся к следующим:

1) непосредственный интерес к самому содержанию предмета, к тому содержанию действительности, которое в нём отражается;

2) интерес вызывает характер той умственной деятельности, которой требует предмет;

3) в некоторых случаях интерес вызывается или, по крайней мере, подкрепляется соответствием склонностям подростка, а также тем, что данные дисциплины хорошо ему даются;

4) опосредованный интерес к предмету вызывается, далее, связью его с намеченной в будущем практической деятельностью".

Ещё один распространённый подход к классификации мотивов - с учётом их временной характеристики. С одной стороны, это ситуативные и постоянно (периодически) проявляющиеся мотивы, с другой - это мотивы кратковременные и устойчивые, т.н.мотивационные установки: оперативные - отсроченные для исполнения, и перманентные, долговременные, характеризующие направленность личности (о перманентных Б.М. Теплов говорил как о далекой мотивации в отличие от короткой мотивации, когда человек побуждается к деятельности только ближайшими задачами) .

Н.С. Пряжников предлагает следующие примерные варианты и основания классификации мотивов:

1) в зависимости от различных видов потребностей: биологические и социальные; мотивы самоуважения, самоактуализации; стремление к результату (мотивы достижения) и мотивы стремления к самой деятельности; мотивы стремления к успеху и избегания неудачи;

2) по принадлежности стимулов, вызывающих потребности: внешние стимулы; внутренние стимулы;

3) по социальным установкам и направленности личности: личностные и общественные; эгоистические и общественно значимые (включая идейные и нравственные установки, отражающие мировоззрение и убеждения личности);

4) по ведущему мотиватору: однозначные, многозначные (с противоположными мотиваторами);

5) по видам активности-мотивы: общения, учения, профессиональной, спортивной и общественной деятельности;

6) с учётом временных характеристик: ситуативные и постоянно действующие; кратковременные и устойчивые мотивационные установки;

7) на основании структуры мотивов: первичные (с абстрактной целью); вторичные - полные (с присутствием компонентов из всех блоков потребностного, "внутреннего фильтра", и целевого) и укороченные (без участия блока "внутреннего фильтра"). Таким образом, Н.С. Пряжников предлагает достаточно обширную классификацию мотивов, хотя автор признаёт, что "единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов нет. Классификации мотивов могут быть разными в зависимости от целей исследования" .

Рассматривая мотивы и "антимотивы" изучения иностранного языка школьниками, Г.Д. Юрченкова выделяет следующие виды мотивации:

1) внешнюю мотивацию, которая представлена широкой социальной мотивацией и является дистантной, т.е. нацеливает учащихся на достижение конечного результата учения;

2) внутреннюю мотивацию, которая выполняет "тактическую" роль, так как она поддерживается самим процессом овладения иностранным языком и подразделяется на:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи о педагогике:

Устная речь как форма общения
Современная педагогическая наука рассматривает общение как педагогическую категорию, отражающую субъектно-объектные отношения, которые оказывают самое существенное влияние на весь процесс формирования, воспитания и развития школьника. Общение – это взаимодействие людей, вступающих в него как субъек ...

Геоурбанистика – новый этап развития географии городов
1970-е и 1980-е гг. характеризовались дальнейшим развитием географии городов по нескольким направлениям. Можно говорить и о количественном росте исследований и о качественных сдвигах, что и выразилось в публикациях, поток которых явно нарастал. Достаточно отчетливо выделились следующие основные нап ...

Понятие эстетического воспитания дошкольников и его особенности и средства в дошкольном возрасте
В современном обществе наблюдается кризис духовной составляющей человека. Меняется система ценностей, высокий уровень технических разработок предлагает населению все более новые изобретения, в том числе это касается и компьютерных технологий, которые зачастую становятся неотъемлемой частью жизни ре ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru