Психолого-педагогическая диагностика уровня развития коммуникативных способностей младших школьников

Перспективы образования » Развитие коммуникативных способностей младших школьников на уроке риторики » Психолого-педагогическая диагностика уровня развития коммуникативных способностей младших школьников

Развитие коммуникативных способностей учащихся предполагает понимание учителем целей обучения речевому общению. Возможности урока, способствующие развитию коммуникативных способностей ученика начальной школы огромны. И в нашей работе, с целью определения уровня сформированности коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста, мы предлагаем использовать следующие диагностические методики:

1) Опросник для детей младшего школьного возраста, разработанный на основе методики В.В. Синяковского и В.А. Федоршина и адаптированный для детей младшего школьного возраста;

2) Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся Р. В. Овчаровой;

3) Методика КОС-1 для выявления и самооценки «коммуникативных и организаторских способностей»;

4) Методика КОС-2 для выявления «коммуникативных и организаторских склонностей»;

Методики В.В. Синяковского и В.А. Федоршина разработаны авторами с целью определения уровня сформированности коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста.

По полученным показателям методики Р. В. Овчаровой можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка. Так как цель ее теста – выявление коммуникативных способностей детей.

С целью изучения коммуникативных склонностей в методиках «КОС-1» и «КОС-2» были введены вопросы следующего содержания:

а) проявляет ли учащийся стремление к общению, много ли у него друзей;

б) любит ли находиться в кругу друзей или предпочитает одиночество;

в) быстро ли привыкает к новым лицам, к новому коллективу;

г) насколько быстро реагирует на просьбы друзей, знакомых;

д) любит ли общественную работу, выступает ли на собраниях;

е) легко ли устанавливает контакты с незнакомыми людьми;

ж) легко ли ему даются выступления в аудитории

слушателей.

Также с целью изучения организаторских склонностей, так как эта методика выявляет и организаторские способности, были введены вопросы следующего содержания:

а) быстрота ориентации в сложных ситуациях;

б) находчивость, настойчивость, требовательность;

б) склонность к организаторской деятельности;

г) самостоятельность, самокритичность;

д) выдержка;

е) отношение к общественной работе, общительность.

Таким образом, предлагаемые нами методики предназначены для выявления коммуникативных способностей. Под такими способностями подразумевается умение быстро и четко устанавливать деловые и товарищеские отношения с людьми, стремление расширять контакты. Участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и др.

Также эти методы базируются на принципе отражения и оценке испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях. Избраны ситуации, знакомые испытуемому по его личному опыту. Поэтому оценка ситуации и поведения в ее условиях основывается на воспроизведении испытуемым своего реального поведения и реального, пережитого в его опыте отношения .


Статьи о педагогике:

Метод учебных проектов – образовательная технология XXI века
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основ­ной тезис современного понимания метода проектов, который и при­влекает многие образовательные системы, стремящиеся найти ра­зумный баланс между академическими знаниями и прагматически­ми умениями. ...

Пути и способы ознакомления дошкольников с массой предметов
В младшей группе дети не воспринимают образец как меру для сравнения, как эталон. Они ограничиваются тем, что перебирают один предмет за другим, перекладывая с одного места на другое. Не могут они еще выделять и устанавливать связи и отношения между предметами по их массе, строить сериационный ряд. ...

Дидактические игры на уроках биологии в 6 классе
Игра «Узнай название» Методика: Каждый ученик получает гербарный лист и определительную карточку. Задание? Определить род растения и записать порядок определения. Игра «Цепочка» Методика: Первый вопрос по теме урока задаёт ученику учитель. Ученик отвечает и дальше сам задаёт вопрос своему товарищу. ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru