Психолого-педагогическая диагностика уровня развития коммуникативных способностей младших школьников

Перспективы образования » Развитие коммуникативных способностей младших школьников на уроке риторики » Психолого-педагогическая диагностика уровня развития коммуникативных способностей младших школьников

Развитие коммуникативных способностей учащихся предполагает понимание учителем целей обучения речевому общению. Возможности урока, способствующие развитию коммуникативных способностей ученика начальной школы огромны. И в нашей работе, с целью определения уровня сформированности коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста, мы предлагаем использовать следующие диагностические методики:

1) Опросник для детей младшего школьного возраста, разработанный на основе методики В.В. Синяковского и В.А. Федоршина и адаптированный для детей младшего школьного возраста;

2) Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся Р. В. Овчаровой;

3) Методика КОС-1 для выявления и самооценки «коммуникативных и организаторских способностей»;

4) Методика КОС-2 для выявления «коммуникативных и организаторских склонностей»;

Методики В.В. Синяковского и В.А. Федоршина разработаны авторами с целью определения уровня сформированности коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста.

По полученным показателям методики Р. В. Овчаровой можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка. Так как цель ее теста – выявление коммуникативных способностей детей.

С целью изучения коммуникативных склонностей в методиках «КОС-1» и «КОС-2» были введены вопросы следующего содержания:

а) проявляет ли учащийся стремление к общению, много ли у него друзей;

б) любит ли находиться в кругу друзей или предпочитает одиночество;

в) быстро ли привыкает к новым лицам, к новому коллективу;

г) насколько быстро реагирует на просьбы друзей, знакомых;

д) любит ли общественную работу, выступает ли на собраниях;

е) легко ли устанавливает контакты с незнакомыми людьми;

ж) легко ли ему даются выступления в аудитории

слушателей.

Также с целью изучения организаторских склонностей, так как эта методика выявляет и организаторские способности, были введены вопросы следующего содержания:

а) быстрота ориентации в сложных ситуациях;

б) находчивость, настойчивость, требовательность;

б) склонность к организаторской деятельности;

г) самостоятельность, самокритичность;

д) выдержка;

е) отношение к общественной работе, общительность.

Таким образом, предлагаемые нами методики предназначены для выявления коммуникативных способностей. Под такими способностями подразумевается умение быстро и четко устанавливать деловые и товарищеские отношения с людьми, стремление расширять контакты. Участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и др.

Также эти методы базируются на принципе отражения и оценке испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях. Избраны ситуации, знакомые испытуемому по его личному опыту. Поэтому оценка ситуации и поведения в ее условиях основывается на воспроизведении испытуемым своего реального поведения и реального, пережитого в его опыте отношения .


Статьи о педагогике:

Краткие сведения об «образовательной карте» города, района
Одной из приоритетных задач допрофильной подготовки и профильного обучения является организация информационной работы с учащимися основной и старшей школы. Допрофильная подготовка и профильное обучение, как правило, должны начинаться с информирования учащихся и их родителей об образовательных возмо ...

Дисциплина как основа воспитание этической культуры детей младшего школьного возраста
Слово дисциплина (disciplina) латинского происхождения и в переводе на русский язык имеет два значения. В одном случае оно означает учение, определенную систему знаний, например математическая дисциплина, лингвистическая дисциплина и т.д. В другом же смысле, в каком мы употребляем его в данном случ ...

Диагностика сформированности чувства гражданственности у детей 5-7 лет
По окончанию формирующего эксперимента, нами был проведен контрольный срез, результаты которого оформлены в таблицах № 5,6,7,8. Данные таблиц были оформлены в виде диаграмм: В диаграмме №6 выявлено: 100% детей, что составляет 10 человек, получили высший балл, что означает улучшение знаний о своих п ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru