Психолого-педагогическая диагностика уровня развития коммуникативных способностей младших школьников

Перспективы образования » Развитие коммуникативных способностей младших школьников на уроке риторики » Психолого-педагогическая диагностика уровня развития коммуникативных способностей младших школьников

Развитие коммуникативных способностей учащихся предполагает понимание учителем целей обучения речевому общению. Возможности урока, способствующие развитию коммуникативных способностей ученика начальной школы огромны. И в нашей работе, с целью определения уровня сформированности коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста, мы предлагаем использовать следующие диагностические методики:

1) Опросник для детей младшего школьного возраста, разработанный на основе методики В.В. Синяковского и В.А. Федоршина и адаптированный для детей младшего школьного возраста;

2) Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся Р. В. Овчаровой;

3) Методика КОС-1 для выявления и самооценки «коммуникативных и организаторских способностей»;

4) Методика КОС-2 для выявления «коммуникативных и организаторских склонностей»;

Методики В.В. Синяковского и В.А. Федоршина разработаны авторами с целью определения уровня сформированности коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста.

По полученным показателям методики Р. В. Овчаровой можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка. Так как цель ее теста – выявление коммуникативных способностей детей.

С целью изучения коммуникативных склонностей в методиках «КОС-1» и «КОС-2» были введены вопросы следующего содержания:

а) проявляет ли учащийся стремление к общению, много ли у него друзей;

б) любит ли находиться в кругу друзей или предпочитает одиночество;

в) быстро ли привыкает к новым лицам, к новому коллективу;

г) насколько быстро реагирует на просьбы друзей, знакомых;

д) любит ли общественную работу, выступает ли на собраниях;

е) легко ли устанавливает контакты с незнакомыми людьми;

ж) легко ли ему даются выступления в аудитории

слушателей.

Также с целью изучения организаторских склонностей, так как эта методика выявляет и организаторские способности, были введены вопросы следующего содержания:

а) быстрота ориентации в сложных ситуациях;

б) находчивость, настойчивость, требовательность;

б) склонность к организаторской деятельности;

г) самостоятельность, самокритичность;

д) выдержка;

е) отношение к общественной работе, общительность.

Таким образом, предлагаемые нами методики предназначены для выявления коммуникативных способностей. Под такими способностями подразумевается умение быстро и четко устанавливать деловые и товарищеские отношения с людьми, стремление расширять контакты. Участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и др.

Также эти методы базируются на принципе отражения и оценке испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях. Избраны ситуации, знакомые испытуемому по его личному опыту. Поэтому оценка ситуации и поведения в ее условиях основывается на воспроизведении испытуемым своего реального поведения и реального, пережитого в его опыте отношения .


Статьи о педагогике:

Воспитание настоящего гражданина
Макаренко чрезвычайно строго относился к оценке состоянии коммуны, к оценке своей работы. Много он требовал и от воспитанников. Эта требовательность в высокой степени способствовала дисциплинированности учреждения. Сочетание требовательности к людям с искренним доверием к человеку создавало атмосфе ...

Музыкотерапия в общественном транспорте
Сегодня, если мы обратим свое внимание на людей на улицах или в общественном транспорте, то обнаружится, что каждый 6-й слушает музыку в наушниках. Несомненно таким образом изолирует себя от внешнего шума. Эти люди непроизвольно лечат (или калечат, в зависимости от прослушиваемого материала) себя, ...

Особенности альтернативных систем обучения
Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который бы не задумывался над ней. Традиционно процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития. К основ ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru