Сущность мотивации изучения иностранного языка и пути её развития

Страница 2

Успешность усвоения иностранного языка в его когнитивной функции способствует формированию языкового чутья; удовлетворение собственно познавательных мотивов при изучении иностранного языка формирует устойчивую мотивацию; использование иностранного языка для получения информации (чтение журналов, газет и т.д.) делает данный язык незаменимым в познавательной деятельности обучаемого.

Ряд исследователей предлагают различные формы обучения иностранному языку, которые взаимосвязаны с содержанием обучения. Ученые, исследующие мотивацию усвоения иностранного языка, выделяют целый ряд видов мотивации с учетом индивидуального развития потребностей обучающихся.

Для данной работы интерес представляют следующие виды мотиваций:

1.

коммуникативная мотивация, определяющаяся на основе потребностей в общении;

2.

лингво-познавательная мотивация, основанная на стремлении обучаемого к познанию языковых явлений;

3.

страноведческая мотивация, зависящая от тематики и эмоциональной заинтересованности учащегося.

Поскольку специфика обучения иностранному языку среднего (основного) образования определяется целевыми установками, особенностями владения языком, характером усваиваемого материала (объем, сложность, информативность), то на этой стадии продолжается развитие коммуникативных умений и речевых навыков.

Согласованность содержания обучения и способов его подачи с реальными возможностями и интересами школьников способствует формированию положительной мотивации.

Особенно интересен подход к проблеме связи содержания обучения и мотивации в свете обращения к проблеме языка как части иноязычной культуры. Это позволяет удачно сочетать элементы страноведения с языковыми явлениями, которые выступают не только как средство коммуникации, но и как способ ознакомления учащихся с новой для них действительностью. Такой подход к обучению иностранному языку в школе во многом обеспечивает не только более эффективное решение практических, общеобразовательных, развивающих и воспитательных задач, но и содержит огромные возможности для развития и дальнейшего повышения мотивации учения.

Выход на уровень возможного расширения страноведческого материала может позволить логично и эффективно решить задачи по усилению социокультурной ориентации иноязычного общения в целом, расширению фоновых знаний и усилению мотивационного аспекта обучения иностранному языку.

Большое значение имеет учёт возрастных особенностей в формировании мотивации учения в старших классах. Становлению мотивации учения в этом возрасте содействует ряд особенностей старшеклассника

:

· потребность в жизненном самоопределении и обращённость планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего;

· становление социальных мотивов гражданского долга, тенденция к осознанию школьником своего мировоззрения;

· потребность в самосознании себя как целостной личности, оценке своих возможностей в выборе профессии, в самосознании своей жизненной позиции;

· интерес ко всем формам самообразования.

В старшем школьном возрасте активность носит преимущественно избирательный характер и оказывается неразрывно связана с развитием способностей. Становление мотивации учения в старшем школьном возрасте затрудняет:

1.

устойчивый интерес к одним предметам в ущерб освоения других;

2.

отрицательное отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя;

3.

сохранение мотивов жизненного пути (по аналогии с товариществом);

4.

недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями на пути их реализации.

В этом возрасте можно говорить о появлении единства процессуальной и результативной мотивации учения. Существенно развиваются мотивы и способы самообразовательной деятельности. На этом этапе развития школьника самообразование может сливаться с самовоспитанием. У школьников возрастает в связи с этим интерес к таким формам учебных занятий, где самоконтроль и самооценку своего учебного труда выполняют они сами, а не только учитель.

Отношения со сверстниками продолжают играть для учащихся большую роль, отношения с учителем стабилизируются, самостоятельность старшеклассников проявляется в более ответственных сферах жизни, например, планы на будущие жизненные перспективы. Вновь возрастает мотив получения хорошей оценки, что связано с итогами обучения в средней школе, отражаемыми в аттестате зрелости.

Причинами снижения же мотивации в этом возрасте является не владение учителем арсеналом современных методических приемов, неучет возрастных особенностей учащихся, особенности личности самого учителя, ограниченность его педагогических возможностей.

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Воспроизводяще-дополняющее повторение
Воспроизводящее повторение в обучении истории применяется при подготовке к экзаменам, а также когда важный в образовательно-воспитательном отношении материал был недостаточно усвоен школьниками. Основное внимание при этом сосредоточивается на повторении наиболее существенного и трудно запоминаемого ...

Критерии отбора передового педагогического опыта
Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерий, в котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта. Без этих компонентов нет надёжного критерия и, значит, невозможна объекти ...

Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Психический процесс – течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. Окончан ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru