Особенности развития словаря у детей с ОНР

Страница 2

В речи используются местоимения различных разрядов, а так же простые предлоги для выражения пространственных отношений: в, к, над, под и др., а временные, причинные, разделительные отношения с помощью предлогов выражаются реже. Редко используются предлоги: около, между, сквозь; они могут опускаться или заменяться.

Пассивный словарь близок к норме, но все же ограничен, так как часто отмечается неточный выбор слов.

4-й уровень – Нерезко выраженное недоразвитие речи (по Филичевой Т. Б.).

У детей с данным уровнем недоразвития речи, несмотря на разнообразный предметный словарь, отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений (кактус), профессий людей (пианист), частей тела (локти, ноздри). Отвечая на вопросы, дети смешивают родовые и видовые понятия (елки - лес). При обозначении действий, признаков предметов используются типовые, исходные названия (прямоугольник - квадрат). Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению.

Дети с 4 – м уровнем достаточно легко справляются с подбором общеупотребительных антонимов, указывают на размер предметов, на пространственную противоположность (далеко - близко) и оценочную характеристику (плохой - хороший). Недостаточный уровень сформированности лексических средств, особо ярко проявляются в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.

Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдается при актуализации предикативного словаря. В глагольном словаре детей с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает. У дошкольников с ОНР выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников. Большие затруднения вызывают слова обобщенного значения, слова, обозначающие оценку, качества, признаки и др.

Нарушение словаря у детей с ОНР наблюдается в поиске нового слова и в трудности актуализации пассивного словаря.

Характерной особенностью лексики детей с ОНР является неточность употребления слов, выраженная в вербальных парафразиях. Иногда дети используют слова в слишком широком значении, в других – появляется наоборот, слишком узкое понимание значения слова. Детям с общим недоразвитием речи свойственно употребление определенного слова, лишь в конкретной ситуации, однако оно не вводится в контекст другой ситуации. Поэтому, понимание и употребление слова носит еще и ситуативный характер, что объясняет большое количество вербальных ошибок, проявляющихся в заменах слов, относящихся к единому семантическому полю.

Замены прилагательных говорят о том, что детям трудно выделить признаки и качества предметов, дифференцировать признаки высоты, величины, толщины, ширины (например: высокий – большой, широкий – большой, маленький – низкий, узкий - тонкий) .

По мнению Р.И. Лалаевой организация семантических полей у детей с ОНР имеет специфические особенности, основными из которых являются следующие:

– ассоциации у детей с ОНР, в отличие от детей с нормальным речевым развитием, в большей степени носят немотивированный, случайный характер;

– наиболее трудным звеном формирования семантических полей у детей с ОНР, является выделение центра семантического поля и его структурная организация;

– у детей с нарушениями речи наблюдается малый объем семантического поля, что проявляется в ограниченном количестве смысловых связей;

– период реакции на слово-стимул у детей с ОНР сравнительно длительнее, чем в норме .

Задания на подбор противоположных слов (антонимов) и слов близких по значению (синонимов), требует достаточного объема словаря, сформированности семантического поля, сопоставления слова по признаку принадлежности. Для дошкольников с ОНР эти задания оказываются сложными к преобладающему количеству слов, в отличие от детей с нормой.

Характерным для таких детей является недифференцированное произношение звуков, замена звуков более простыми по артикуляции. Отмечается нестойкость замен, сочетание нарушенного и правильного произношения. Структура многосложных слов часто упрощена, сокращена, имеются пропуски слогов. На фоне относительно развернутой речи выявляются неточность употребления слов и словосочетаний по смыслу, нарушение лексической системности, затруднения в словообразовании и словоизменении.

В активном словаре преобладают имена существительные и глаголы. Дети испытывают затруднения при использовании абстрактной и обобщающей лексики, в понимании и употреблении слов с переносным смыслом, не используют в речи синонимы, антонимы.

Дети с ОНР не могут самостоятельно выйти на онтогенетический путь речевого развития, поэтому они нуждаются в эффективной логопедической помощи. Коррекция речи – длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения.

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Анализ результатов экспериментальной работы по развитию творческого потенциала подростков с помощью занятий по фотоискусству
Для выявления эффективности проведённой работы по формированию творческого потенциала подростков был повторно проведен тест Гилфорда на развития дивергентного (нестандартного) мышления испытуемых. Результаты теста показали увеличение среднего показателя на 10%, высокого показателя на 10% оригинальн ...

Анализ программы развития коммуникативных способностей младших школьников на уроке риторики
Взрослые обычно не испытывают трудностей в общении с детьми когда необходимо просто показать, как использовать ножницы или объяснить, насколько опасны машины, но намного сложнее общаться, когда в действие вступают чувства ребенка или ваши собственные. И поэтому создание программы по развитию коммун ...

Содержание понятий «патриотизма» и «гражданственности»
Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789 - 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов. «Патриот – это человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru