Методы профессионального самосовершенствования педагога

Перспективы образования » Личный пример учителя в начальной школе » Методы профессионального самосовершенствования педагога

Страница 4

Учителю гораздо сложнее разобраться в своих личностных проблемах и справиться с ними, чем совершенствовать свою подготовку в той или иной профессиональной области. Однако все, чем владеет учитель как профессионал, реализуется и проецируется на детей через его личность. Лишь справившись с личностными проблемами, учитель сможет адекватно рефлексировать любую ситуацию, всю свою деятельность и менять ее в нужном направлении.

Итак, значение имеют не изолированные качества педагога, а их комплекс, целостная система. Системный характер учительского мастерства отражается в новом интегрированном понятии - профессиональный потенциал педагога (ППП), преимущество которого в том, что оно объединяет в себе многие разноплановые и разноуровневые аспекты подготовки и деятельности учителя.

Профессиональный потенциал - обобщенная способность, возможность, сила) - главная характеристика педагога. Это совокупность объединенных в систему естественных и приобретенных качеств, определяющих способность педагога выполнять свои обязанности на заданном уровне. Профессиональный потенциал педагога можно определить и как спроектированную на цель способность педагога ее реализовать: при этом соответственно речь идет о соотношении намерений и достижений. Профессиональный потенциал может быть определен и как база профессиональных знаний, умений в единстве с развитой способностью педагога активно мыслить, творить, действовать, воплощать свои намерения в жизнь, достигать запроектированных результатов.

Целью экспериментальной работы является: самодиагностика профессионально-личностных качеств учителя начальных классов

В опытно-экспериментальной работе мы осуществили диагностические методики, такие как: методика "Оценка профессиональной направленности личности учителя", методика "Стиль педагогического общения".

Данные диагностические методики были проведены с целью выявления оценки профессионально-личностные качества учителя, являющиеся примером для учеников начальной школы.

Таким образом, нами было выявлено, что характер общения педагога с воспитанниками в значительной степени зависит от стиля педагогического руководства. Различные особенности стиля руководства учителя оказывают неодинаковое воздействие на характер эмоциональных переживаний учащихся, на их поведение на уроке и в школе. У учителей в данной школе преобладает демократический стиль общения.

С учетом выявленных особенностей мы осуществили подбор форм и методов работы по повышению профессионального самосовершенствования педагога

Общими структурными компонентами педагогического профессионального потенциала являются интеллектуальный, мотивационный, коммуникативный, операционный или профессиональный, творческий. Культурный, гуманистический, деятельностный и другие компоненты, обычно выделяемые в педагогических пособиях, должны рассматриваться как общие условия, в которых протекает профессиональная деятельность педагога.

Будущие учителя, как правило, плохо представляют себе сильные и слабые стороны своей личности, не знают и не используют потенциальные возможности ее развития. Важное профессиональное качество учителя - уверенность в себе, обеспечивающая ему оптимальную мобилизованность и стабильность поведения.

В структуре личности выделяются три группы основных качеств педагога:

социальные и обще личностные (идейность, гражданственность, нравственность; педагогическая направленность и эстетическая культура);

профессионально-педагогические (теоретическая и методическая готовность по специальности; психолого-педагогическая готовность к профессиональной деятельности (теоретическая); развитость практических педагогических умений и способностей);

индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т.д.); эмоциональная отзывчивость; волевые качества; особенности темперамента; состояние здоровья.

Уровень профессиональной компетентности специалиста в любой сфере деятельности во многом определяется его способностью развивать творческий потенциал и продуктивно заниматься самосовершенствованием. Особенные критерии отражают специфику профессии: способы обучения самообразованию, самоорганизации и самоконтроль.

Единичные связаны с индивидуальными особенностями учителя. К ним мы относим: организационно-управленческие, моральные взгляды и убеждения, волевые черты личности, характер отношения к профессиональному труду; владение педагогическими технологиями на уровне режиссерского, а педагогической техникой - актерского искусства; интерес к работе, удовлетворенность ею, умение преодолевать трудности, способность к импровизации; теоретические и методические поиски, этико-эстетический аспект деятельности учителя.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Программа деятельности ДДЮТ по развитию творческого потенциала подростков с использованием фотографии
Выбор и приглашение 20 воспитанников хореографического отдела и 20 воспитанников из спортивно-технического отдела принять участия в занятиях по искусству фотографии. Исследовательская работа для выявления начального уровня развития творческого потенциала учащихся, с помощью использования различных ...

Система упражнений для обучения иноязычному монологическому высказыванию
Известно, что процесс порождения речевых высказываний не может быть полностью автоматизирован с точки зрения формы и содержания, ибо в противном случае была бы утрачена сущность языка как основного средства обмена мыслями. Вместе с тем речевые механизмы включают в себя многочисленные компоненты, ко ...

Воспроизводяще-дополняющее повторение
Воспроизводящее повторение в обучении истории применяется при подготовке к экзаменам, а также когда важный в образовательно-воспитательном отношении материал был недостаточно усвоен школьниками. Основное внимание при этом сосредоточивается на повторении наиболее существенного и трудно запоминаемого ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru