Учитель глазами младших школьников

Страница 4

Характеристика профессиональных и личностных качеств носит скорее рекомендательный, чем описательный характер. Так, педагогу "необходимо вырабатывать подходы к взаимодействию с учащимися, адекватно отражающие современную действительность, иначе он, пользуясь годами отработанными приемами, рискует впасть в профессиональный маразм"; "нельзя за плохое поведение ставить столько двоек за раз, что у ученика пропадает всякое желание приходить на урок"; "не надо стараться навязывать свою точку зрения, оскорблять ученика, если он не выполнил домашнего задания или не смог ответить на уроке"; "статус родителей не должен влиять на оценку ученика"; "нельзя постоянно сравнивать учащихся между собой, не обращая внимания на их индивидуальные особенности"; "нельзя выражать свои симпатии и антипатии"; "общение с учениками не может ограничиваться только уроком, да и то во время опроса".

Встречаются и резюме типа: "Да, учитель тоже человек и у него есть проблемы. Но он и актер, который выходя на сцену должен отключаться от жизненных неудач и играть свою роль"; "создается впечатление, что сегодня все забыли о Сухомлинском, о Макаренко" и др [18, c.63].

Чаще всего в числе характерных положительных качеств педагога студенты отмечают способность к творчеству, позволяющую не только "самоутвердиться учителю, но и дать ребенку возможность проявить себя".

Мы уверены, что суждения самих учащихся и студентов могут послужить полезной составляющей при создании совокупного портрета учителя как субъекта педагогического процесса в структуре личностно ориентированного образования. Востребованность такого портрета сегодня очевидна. Но это дело будущих исследований, ускорить которые способен только сам учитель своим желанием изменить себя.

Представление об учителе как о человеке, обладающем знаниями, которые он передает учащимся как пассивным получателям информации, противоречит самой сути преподавания как ремесла, основанного на сотрудничестве. Настоящее познание может осуществляться благодаря простому обучению, без какой бы то ни было мыслительной работы и понимания со стороны учащихся, открывающих для себя новое.

Для того чтобы учителя освоили методы обучения в сотрудничестве, их подготовка должна включать следующее:

1. Им самим нужно обладать теми знаниями, которыми, с их точки зрения, должны овладеть школьники в результате обучения, но этого самого по себе недостаточно. Им также необходимо понимать все, что они знают, чтобы они смогли разнообразить урок вопросно-ответной работой, проведением дискуссии. Это поможет ученикам приобрести настоящие знания - знания вместе с пониманием.

2. Учителя должны обладать теми интеллектуальными навыками, которым они обязаны обучать, и должны знать, как сформировать эти навыки у учеников и сделать их прочными.

3. Им необходимо понимать те идеи и вопросы, в которых они хотят помочь учащимся разобраться. С этой целью учителей надо обучить искусству ведения дискуссий; они должны наблюдать за тем, как это делают другие; сами участвовать как студенты в семинарах, которые проводят другие, и проводить семинары под руководством людей, мастерски владеющих этим искусством.

4. И самое главное: их надо подготовить к учительской профессии так, чтобы свою основную роль они видели в том, чтобы учиться. Школа должна быть тем местом, где учатся все. Настоящий педагог - тот, кто на уроках работает и учителем, и учеником Настоящая педагогическая работа ни в коей мере не сводится к изложению материала учителем и запоминанию его учениками.

Преподаватели - не просто технические исполнители, своего рода передатчики формальных, устоявшихся знаний, каждый шаг которых определяется четкой учебной программой, от которой они не могут отойти. Их задача - научить школьников чутко воспринимать и знать жизнь в ее нравственном преломлении. Это главная задача учителей. Все остальное - лишь подготовка к этому. Вот почему знание основ морали является для учителей первоочередным знанием.

Страницы: 1 2 3 4 


Статьи о педагогике:

Психологические собенности детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. Термин «задержка психического развития» (ЗПР) используется для обозначения сборной и клинически неоднородной группы дизонтогений (нарушений развития). Несмотря на неоднородность задержки психическ ...

Типология городов
Типология — метод познания сложных объектов, основанный на выявлении главных их свойств. Н.Н. Баранский считал вопрос о типологии городов одним из двух главных общих вопросов, которые возникают при изучении городов. В.В. Покшишевский назвал типологию могущественным инструментом обобщения. Типология ...

Говорение на иностранном языке как вид речевой деятельности
Говорение представляет собой форму устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего. Все функции устного общения ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru