Понятие, сущность ценностных ориентаций в структуре личности

Страница 2

Шпранглер Э. же рассматривает ценностные ориентации как «форму познания мира», или «форму жизни», и выделяет в своей классификации 6 типов познания мира, которым соответствует 6 типов личности с одной доминирующей ценностью, что является не совсем приемлемым для реальной жизни. Чаще бывает, что несколько ценностей для данной личности являются одинаково значимым или же человек может быть ориентирован сразу на несколько ценностей, но значимых для него в разной степени.

Сейчас более принятым является восходящее к Клакхону К. определение ценностей как аспекта мотивации, а ценностных ориентаций — как субъективных концепций ценностей или разновидностей аттитюдов (социальных установок), занимающих сравнительно высокое положение в иерархической структуре регуляции поведения и деятельности личности.

Леонтьевым Д.А. было сформулировано представление о трех формах существования ценностей, переходящих одна в другую и определяющих их формирование: «1) общественных идеалах - выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни, 2) предметном воплощении этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей и 3) мотивационных структурах личности ("моделях должного"), побуждающих ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов. Эти три формы существования переходят одна в другую. Упрощенно эти переходы можно представить себе следующим образом: общественные идеалы усваиваются личностью и в качестве "моделей должного" начинают побуждать ее к активности, в процессе которой происходит их предметное воплощение; предметно же воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формулирования общественных идеалов и т.д., и т.п. по бесконечной спирали».

Психологическая модель строения и функционирования мотивации человека и ее развития в процессе социогенеза, конкретизирует понимание личностных ценностей как источников индивидуальной мотивации, функционально эквивалентных потребностям. Личностные ценности формируются в процессе социогенеза, достаточно сложно взаимодействуя с потребностями и установками.

Так, согласно «диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности» Ядова В.А., ценностные ориентации личности являются высшей диспозицией, регулирующей «поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности, к средствам удовлетворения этих целей, т.е. к обстоятельствам жизни личности, детерминированным общими социальными условиями, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических принципов».

Таким образом, «система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов тех или иных социальных общностей, которая, в свою очередь, оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступает одним из важнейших стимулов социального действия, поведения индивидов». Ценностная ориентация является результатом взаимодействия психического и социального, фактом интериоризации ценностей и ценностных систем, функционирующих в обществе. «Таким образом, каждая ценность имеет двуединое основание: в индивиде как самоценном субъекте и в обществе как социокультурный системе».

Относительно целей нашей работы нам ближе определение Майерса Э.: ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.Или как осознанные представления субъекта о собственных ценностях, о ценном для него - то, что выявляется с помощью любых вербальных методов, как социологических, так и психологических.

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Память
Это запечатление, сохранение, последовательное распознавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Функция памяти – сохранность и использование в дальнейшем свой прошлый опыт. Память делится на виды: - по времени хранения информации: • сенсорная – обеспечивает удержание информации в течение очен ...

Внедрение новых технологий
При всех различиях познавательной деятельности школьников средних и старших классов и при соответствующих этому различиях в методике обучения истории формирование исторических знаний проходит общие для всех учащихся основные этапы движения от незнания к знанию, от неполного, поверхностного, отрывоч ...

Виды и формы внеклассной работы по русскому языку
В отличие от уроков внеклассная работа по русскому языку характеризуется многообразием форм и видов. По способу подачи языкового материала выделяют устные и письменные формы; по частоте проведения - систематические (постоянные) и эпизодические (разовые); по количеству участников - индивидуальные, г ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru