Экспериментальное обучение детей старшего дошкольного возраста измерению величин
Вопрос: У кого больше воды, у тебя или у меня?
Олег А.: «У меня».
Переливая воду из своего стакана в узкий стакан. Уровень воды становится выше, чем в стакане испытуемого, хотя объем воды меньше.
Вопрос: Сейчас у кого воды больше?
Олег А.: «У меня. Ваш стаканчик тоненький и большой и вода поднялась. Воды больше у меня».
Вопрос: Почему ты так думаешь, что у тебя больше воды?
Олег А.: «Надо вашу воду перелить, где она была и тогда будет видно, что у меня воды больше».
X период обучения: сохранение целого при разделении его на части.
Ход эксперимента:
На столе стоят чашки, в которых налита вода, а некоторые чашки пустые.
Вопрос: Скажи сколько всего чашек?
Надя П.: «Всего чашек шесть».
Чего больше: всего чашек или чашек с водой?
Надя П.: «Больше чашек с водой».
Еще раз послушаем, о чем мы тебя спрашиваем. Чего больше всех чашек или чашек с водой? Давай будем ставить метки на нашей рабочей карте. Поставь на первый ряд карты столько меток, сколько всех чашек.
(Надя выполняет задание)
На второй ряд карты поставь столько меток, сколько чашек с водой.
Где больше меток - верху или внизу?
Верхние метки, о чем тебе говорят?
Надя П.: «О чашках, о всех чашках».
А нижней метке, что напоминает?
Надя П.: «Чашки с водой».
Чего же больше?
Надя П.: «Всех чашек, а чашек с водой меньше».
Почему ты так думаешь?
Надя П.: «Всех чашек шесть, а чашек с водой четыре».
Почему же всех чашек больше?
Надя П.: «Потому что половина чашек с водой, а половина без воды».
Таким образом, на этом периоде обучения дети столкнулись с некоторыми трудностями и некоторые дети (на вопрос: чего больше: всего чашек или чашек с водой?) давали неправильный ответ.
Ошибка их была неправильно лишь после того как были отложены метки на рабочей карте. Не справились с заданием четыре человека: Леша Г., Илья А., Катя Б., Надя П.
Контрольный эксперимент
Контрольный эксперимент проводился в контрольной и экспериментальной группе.
Серия 1 (с водой в сосудах)
В ходе эксперимента менялись только сосуды А, А1 и Б и цвет воды в сосудах (голубой).
Серия 2 (сохранение объема вещества)
В ходе эксперимента был изменен материал: пластиковые шарики (вместо глиняных).
Серия 3 (сравнение предметов)
В ходе эксперимента был изменен материал: одинаковые ленты.
Серия 4 (Сравнение количества предметов)
В ходе эксперимента был изменен материал: игрушки, белочки и зайчики.
Серия 5 (Сравнение площади)
В ходе эксперимента был изменен материал: двух одинаковых по цвету и размеру круга.
Полученные в ходе контрольного эксперимента данные обобщены и представлены в таблице 6.
Итоговые результаты контрольного эксперимента (контрольная и экспериментальная группы)
Группы |
Серия 1 |
Серия 2 |
Серия 3 | |||||||||
1 -в |
2 -в |
1 -в |
2 -в |
1 -в |
2 -в | |||||||
до |
после |
до |
после |
до |
после |
до |
после |
до |
после |
до |
после | |
Контрольная |
14 |
30 |
15 |
36 |
15 |
40 |
13 |
45 |
18 |
50 |
15 |
40 |
Экспериментальная |
15 |
60 |
17 |
70 |
17 |
90 |
15 |
80 |
20 |
90 |
20 |
70 |
Статьи о педагогике:
Развитие коммуникативных способностей детей
младшего дошкольного возраста
Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык дитя входит в мир окружающих его людей. Хорошее знание языка ребенку необходимо для общения и взаимодействия с окружающими, изучения других предметов, овладения программой детского сада, а в последующе ...
Методы оценки здоровья и особенности
физиологического развития школьников
Развитие физических качеств оценивается по динамике показателей силы, выносливости, гибкости, ловкости, быстроты. Следует заметить, что степень развития физических качеств говорит и об уровне психического развития, а также о наличии у ребенка определенных задатков. Например, ловкость указывает на р ...
Формы организации учащихся в режиме учебного дня
Физическое воспитание в школах полного дня осуществляется в традиционных формах его организации, решая те же задачи, что и в обычной школе. Однако условия и режим работы школы позволяют более эффективно реализовать возможности всех форм физического воспитания на основе преемственности содержания кл ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования