Формирование экологических представлений у дошкольников
- практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);
- детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
- общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира — комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае с животными);
- экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;
- речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;
- наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;
- просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.
Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей, анализ ее содержания позволяют воспитателю обнаружить их индивидуальные особенности, уровень экологической воспитанности.
Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности маленького ребенка.
В течение года с детьми средней группы детского сада № 11 г.Мыски проводилась работа по программе «Юный эколог». Началась она с диагностики, с выявления отношения детей к природе и ее объектам. В специальной тетради фиксировались любые проявления ребят, их действия, как положительные, так и отрицательные.
Диагностирование выявило самое разное отношение детей к природе: и доброе, и злое, и безразличное, и неосознанное. Наличие любопытства у одних, и полное отсутствие интереса у других, активность и пассивность, агрессивность и милосердие.
Перед нами стояла задача — научить детей наблюдать, развивать у них внимание, способность самостоятельно замечать свойства предметов и явлений, делать простейшие выводы на основе сравнения знакомого и незнакомого. Например, Корольков Коля пришел в группу весной. Вообще мальчик сообразительный, дисциплинированный. Но было видно, что особого интереса к растениям не проявлял, к животным тоже. На прогулке Коля стоял рядом с кустом, дергая его из стороны в сторону. Когда делали ему замечание, он смотрел отсутствующим взглядом, не понимая сути дела. Потребовалось специальное объяснение, что это стебель, что он живой. А уже в августе от Коли можно было услышать следующее замечание Кристине, когда она рвала цветок на клумбе. Он говорил: «Цветы нельзя рвать, ими надо любоваться, их можно нюхать, не срывая. Они же быстро завянут».
В конце мая был проведен цикл наблюдений за одуванчиками.
Первое наблюдение было проведено в солнечную погоду. Одуванчиков было много, и дети на вопрос, что растет на лужайке, отвечали так:
- Одуванчики новые растут. Их очень много (Ира К.).
- Одуванчики раскрылись и смотрят на солнышко (Миша Г.).
Статьи о педагогике:
Уровень развития психофизических функций
Если мы обратим внимание на показатели развития уровня психофизиологических функций, то, например, по динамике средних показателей силы нервных процессов мы можем наблюдать движение нервной системы к более сильному типу, что подтверждает снижение очков с 229,4 до 208. Наряду с этим процессом происх ...
Этапы формирования знаний и умений в процессе обучения
Источниками знаний в обучении истории служат люди, а также книги, картины, кинофильмы, бытовые вещи и т. д. Во избежание недоразумений, оговорим различие между понятиями «исторические источники» и «источники исторических знаний школьников». Первое, заимствованное в исторической науке, означает доку ...
Ценностные ориентации педагогов: социально-педагогический аспект
Для лучшего понимания социально-педагогической роли ценностных ориентаций учителей, их месте в образовании ребенка, нам следует рассмотреть понятия «школа» и «воспитание» в более широком социальном понятии. Школа – это сложный целостный социальный институт, который не сводим к простому объединению ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

