Развитие творческих способностей учащихся при использовании учебно-творческих задач компьютерного моделирования

Перспективы образования » Использование учебно-творческих задач при обучении компьютерному моделированию для развития творческих способностей учащихся » Развитие творческих способностей учащихся при использовании учебно-творческих задач компьютерного моделирования

Страница 2

Данный пример наглядно подтверждает, что задания подобного типа позволяют четко проследить поэтапность создания модели и являются ярким примером творческой деятельности учащихся. Сделав иные предположения, каждый из учащихся получает свою собственную, отличную от других, модель.

Просмотрев и проанализировав задачный аппарат учебников информатики, рекомендованных для учащихся средних школ, на предмет наличия задач моделирования, относящихся к учебно-творческим, можно сделать вывод, что практически во всех учебниках есть задачи на формализацию и применение математических методов, а также задачи других типов, решение которых сводится к применению математического аппарата. Однако авторы учебников практически не предлагают задачи на развитие таких компонентов творческих способностей личности, как способность к видению проблем и противоречий, критичность мышления и способность к оценочным суждениям, способность находить нужную информацию и переносить, применять ее в условиях задачи, способность формулировать и переформулировать задачи, коммуникативно-творческие способности и т.д.

Термин "задача" по частоте его использования - один из самых распространенных в науке и образовательной практике. Некоторые авторы понятие "задача" рассматривают как неопределяемое и в самом широком смысле означающее то, что требует исполнения, решения. В аспекте использования средств обучения она выступает средством целенаправленного формирования знаний, умений, навыков. К сожалению, в учебниках задачи по-прежнему используются в основном для формирования умения применять знания (в смысле запоминания фактов и их воспроизведения). Мы же в нашем исследовании будем рассматривать учебно-творческие задачи, предполагающие другую схему решения, используя нетрадиционные методы и средства. Это уже новый этап использования задач, когда они служат в качестве развития личности и воспитания учащихся.

Большинство задач информационного моделирования относятся к учебно-творческим задачам (УТЗ), определение, обоснование содержания и роли, а также классификация которых были предложены В.И. Андреевым. Остановимся подробнее на понятии учебно-творческих задач и их классификации.

"Учебно-творческая задача- это такая форма организации содержания учебного материала, при помощи которого педагогу удается создать учащимся творческую ситуацию, прямо или косвенно задать цель условия и требования учебно-творческой деятельности, в процессе которой учащиеся активно овладевают знаниями, умениями, навыками, развивают творческие способности личности".

По нашему мнению, при обучении моделированию возможно применение учебно-творческих задач на развитие самых различных компонентов творческих способностей.

Классификация учебно-творческих задач, предложенная В.И. Андреевым, довольно обширна.

Классификация учебно-творческих задач в связи с их использованием для развития творческих способностей личности:

Типы

УТЗ

Примеры задач на моделирование

Развиваемые компоненты творческих способностей

1. Задачи с некорректно представленной информацией

Уже упомянутая задача о портфеле школьника, в которой практически отсутствует исходная информация, а есть только цель деятельности.

Разработать реляционную модель туристического агентства.

Способность находить нужную информацию и применять ее в условиях задачи

2. Задачи на прогнозирование

Математическое моделирование: какой будет численность населения России к 2050 году?

Словесное или графическое моделирование: разработать модель школы XXI в.

Способность генерировать идеи, выдвигать гипотезы

3. Задачи на оптимизацию

При каких размерах длины и ширины прямоугольного участка площадью S будет затрачено наименьшее количество штакетника?

Гибкость, рационализм мышления

4. Задачи на рецензирование

Задачи на оценку адекватности модели: математическая модель зависимости роста численности популяции амеб от рождаемости выражается следующей формулой: Ч (I+1) =Ч (I) *2. Отражает ли данная модель реальный процесс? Какие факторы стоит учесть дополнительно?

Критичность мышления, способность к оценочным суждениям

5. Задачи на обнаружение противоречия и формулировку проблемы

В кинотеатре города, рассчитанном на 100 мест, в день проходит 5 сеансов. Фильм "Турецкий гамбит" будут показывать в течение недели. Исследуйте ситуацию с различных точек зрения путем формирования заданий для решения задач типа "что будет, если…" и "как сделать, чтобы…". Сформулируйте выводы и дайте рекомендации.

Способность к видению проблем и противоречий

6. Задачи на разработку алгоритмических и эвристических предписаний

Разработайте алгоритм создания модели шахматной доски в графическом редакторе.

Разработайте алгоритм преобразования неструктурированной информации об объекте в таблицу вида "объект-свойство" или "объект-объект".

Составьте описательную модель поведения при знакомстве с лицом противоположного пола.

Способность к обобщению и свертыванию мыслительных операций, способность к рефлексии мышления

7. Задачи на корректную постановку задачи

Дана математическая модель в виде диаграммы. Постройте таблицу, для которой может быть создана такая диаграмма (таблица должна нести смысловую нагрузку).

Придумайте задачу, в результате решения которой может быть получена логическая модель вида (А В) →С.

Способность формулировать и переформулировать задачи

8. Логические задачи

Задачи на создание логических моделей.

Задачи на разработку структурных (иерархических, сетевых, реляционных) моделей.

Интеллектуально-логические способности

9. Конструкторские задачи

Компьютерное конструирование, моделирование объекта по техническому рисунку или чертежу с недостающими на нем линиями, доработка формы деталей предмета т.д.

Способности к конструированию

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Развивающая природная среда как фактор экологического воспитания дошкольников
Поскольку в дошкольном возрасте ребенок познает окружающий мир, учится ориентироваться в нем, нахождение оптимальных способов включения ребенка в культуру и в систему социальных отношений является главной задачей реформы образования. Образование включает в себя две подсистемы: воспитание и обучение ...

Из истории использования текстовых задач в России
В традиционном российском школьном обучении математике текстовые задачи всегда занимали особое место. С одной стороны, практика применения текстовых задач в процессе обучения во всех цивилизованных государствах идет от глиняных табличек Древнего Вавилона и других древних письменных источников, то е ...

Традиционные представления о результате обучения в школе – «обученности»
образовательный результат оценивание грамотность Обученность — одно из существенных качеств школьника, отражающее его способность оперировать знаниями и умениями при решении теоретических и практических задач, которые приобретаются им в действиях над конкретным учебным материалом. И чем больше прой ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru