Коммуна имени Феликса Дзержинского

В Большой Советской Энциклопедии под понятием «коммуна имени Феликса Эдмундовича Дзержинского» мы находим:

«Коммуна имени Ф. Э. Дзержинского, детское воспитательное учреждение. Создано в посёлке Новый Харьков (пригород Харькова) на добровольные отчисления из заработной платы чекистов Украины (как памятник Ф.Э. Дзержинскому), открыта 29 декабря 1927. Руководителем коммуны был А. С. Макаренко (до 1935). Ядром коллектива явились бывшие воспитанники Колонии имени М. Горького. Воспитательный процесс в коммуне строился на основе соединения обучения с производительным трудом (первоначально в мастерских, затем в производственных цехах)…В 30-х гг. передана в систему исправительно-трудовых учреждений.»

Как видно из текста, эта коммуна была не просто обычным интернатом для пребывания там детей до 18-ти летнего возраста. Однако, исправительной колонией (в полном значении смысла этого слова) её также нельзя было назвать ввиду достаточно свободного режима и отсутствии официальных карательных санкций. Кроме того, в данном заведении применялся достаточно либеральный (если не сказать демократический) стиль управления.

Скорее всего, коммуну им. Ф. Дзержинского можно охарактеризовать как «закрытое заведение профессионально-трудового обучения и производства», которое, кроме того, занималось перевоспитанием (реабилитацией, социализацией и коллективизацией) детей-правонарушителей.

В начале своего существования коммуна им. Ф. Дзержинского была создана за счёт пришлых колонистов из колонии им. М. Горького. Маленькому детскому коллективу (60 человек) пришлось довольствоваться одним домом – бывшей деревенской мастерской, внутри больше похожим на заброшенный сарай (фот. 1, прил. А). Изо всей мебели там уцелел лишь кухонный буфет, который, по словам завхоза Калины Ивановича из «Педагогической поэмы», местные не вынесли потому, что «целым он ни в один дом не влезет, а если разобрать, то с него никакого толку не будет и вовсе». А позже в протоколе № 1 экстренного заседания Коллегии ГПУ УССР, 1928 г. от 2 января будет отмечено, что усилиями колонистов дом всё же кое-как благоустроен:

«Тёмно-серый двухэтажный дом коммуны, оштукатуренный терезитом, стоял на опушке леса. Дом отличался стройной и изящной архитектурой: при достаточной вместительности он не казался внешне большим и громоздким. От главного корпуса шли вглубь три крыла, часто расположенные окна обеспечивали отличное освещение всех внутренних помещений. Красная черепичная крыша, два выступа по сторонам парадного входа, вывеска с золотыми буквами на сетке над фронтоном, флагштоки на башенках составляли украшение фасада». А вся усадьба коммуны занимала площадь в 3,5 гектара.

Но, невзирая на это, через 5-6 лет небольшая колония превратилась в поистине мощный исправительно-трудовой комплекс со своей больницей, кинотеатрами, клубами, библиотеками. Значительно вырос и объём производства; в подтверждение тому созданный в коммуне им. Дзержинского завод фотоаппаратов известной в то время марки – «ФЭД» (от инициалов Ф.Э.Дзержинского). Работал также здесь и завод инструментов.

Средства от реализации продукции шли на дальнейшее развитие и благоустройство это «городка» с населением более 1 000 человек (в конце 30-х гг.). Кроме того, при работе на заводах и различных предприятиях колонии воспитанники ощущали ответственность за благосостояние своей коммуны, а значит, и за качество выпускаемой продукции. Развивалось чувство гордости за одно великое и общее дело, а также чувство собственности – «чувство хозяина». Хотя собственник в то посленэповское время (конец 1920-х гг.) был не очень жалуем большевиками, но всё же данная практика производства в колонии приносила свои положительные плоды: возможность дальнейшего развития производства и заинтересованность своим трудом, а главное – его результатом.


Статьи о педагогике:

Развитие двигательных способностей у детей младшего школьного возраста
Образовательные задачи в младшем школьном возрасте связаны с формированием двигательных умений и навыков, обогащением двигательного опыта, а также с приобретением знаний о значении физических упражнений для здоровья человека, о двигательном режиме, личной гигиене, закаливании. Система условных связ ...

Оценка факторов влияющих на развитие воспитателя инклюзивной группы
В ходе исследования проводилась оценка факторв влияющих на развитие воспитателя инклюзивной группы на начало эксперимента (на 1 этапе) и на 3 этапе эксперимента. Для достижения результата необходима согласованная педагогическая деятельность воспитателей инклюзивных групп и специалистов сопровождени ...

Воспитание: понятие , задачи, направления
Воспитание – это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности. На протяжении столетий понятие воспитания неоднократно изменялось и корректировалось. По определению И.П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения истори ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru