Психолого-педагогические аспекты мотивации обучения
Закон Yerkes’a – Dodson’a или закон мотивационного оптимума гласит:
1. Рост достижения растет пропорционально интенсивностью мотивации только до определенного момента, а затем наступает застой или даже регрессия.
2. Момент когда наступает упадок (застой или регрессия) зависит от сложности или трудности задачи. Интенсивность мотивации, при которой наступает упадок, называется оптимумом мотивации, а после него начинается критическая зона интенсивности мотивации. Интенсивность мотивации до этого момента называется допустимой зоной мотивации.
3. В случае простых задач критическая зона появляется на более высоком уровне, а при трудных и сложных заданиях – на более низком уровне.
Очевидно, что при лёгкой задаче избыточная мотивация не вызывает нарушений поведения, но такая возможность возникает при трудных задачах.
Изложенные выше теоретические позиции по проблеме развития мотивации учебной деятельности и познавательного интереса учащихся служат научной основой для экспериментального изучения и создания модели мотивации учебной деятельности учащихся при изучении алгебры.
При применении мотивации в учебном процессе необходимо учесть:
a) начальный уровень мотивации учащихся;
b) оптимально-возможный уровень мотивации учащихся для заданной темы, раздела и т.д.
c) возрастные особенности учащихся;
d) индивидуальные и общие интересы учащихся;
e) влияние окружающих на учащегося (семья, друзья, одноклассники и т.д.).
Успех развития мотивации учения может быть обречён, если учитель пренебрегает каким-либо из вышеперечисленных факторов.
Несомненно, в начале учебного года необходимо учесть общий уровень подготовки учащихся, в зависимости от их возрастных особенностей и в соответствии со следующими мотивами-категориями:
МК1. Познавательные мотивы.
МК2. Мотивы подготовки к профессиональной деятельности.
МК3. Мотивы достижения успеха.
МК4. Мотивы личного самоутверждения.
МК5. Мотивы эмоционального удовольствия.
МК6. Мотивы социального самоутверждения.
МК7. Социально-эмоциональные мотивы.
МК8. Социально-моральные мотивы.
МК9. Гражданско-патриотические мотивы.
Статьи о педагогике:
Индивидуальная работа со способными, одаренными детьми на уроках математики
В обыденной жизни – синоним талантливости, даровитости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками од ...
Мотивационные элементы в преподавании школьных математических дисциплин
Варианты построения школьных математических дисциплин, с точки зрения характера используемого дедуктивного аппарата, претерпевали различные изменения. Характерной чертой целенаправленного применения рассматриваемого подхода, важной в мотивационном отношении, является ориентация на активное участие ...
Принцип наглядности в трактовке отечественных и зарубежных педагогов и
психологов
Известно, что у детей младшего школьного возраста приобретает наглядно-образное мышление. Еще Я.А. Коменский разработал принцип наглядности обучения, что представляет особый интерес для преподавания естествознания. “Необходимо чтобы начало познания исходило из внешних чувств (ибо ничего нет в нашем ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

