Семья как продукт исторического развития

Современные ученые, рассматривают семью как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. В своих работах Ковалев С.В. представляет семью как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Если немного раскрыть это весьма емкое определение, то окажется, что историческая конкретность семьи заключается в том, что она меняется со временем, приспосабливаясь к меняющимся общественным отношениями.

С позиции социологов О.Л. Зверевой, А.Н. Ганичевой, семья представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны с общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития, до современных форм семейных отношений.

Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе. Основа брачных отношений порождает права обязанности.

Зарубежные социологи рассматривают семью как социальный институт лишь в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружеством, водительством и родством, при отсутствии одного из показателей используются понятие "семейная группа".

Слово "брак" происходит от русского "брать". Семейный союз может быть зарегистрированным или незарегистрированным (фактическим).

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователем во взглядах на семью. В проектах "идеального государства" в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жён, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой "Истории" отвечает, что общность женщин была отличной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи.

Аристотель, критикуя проекты "идеального государства", развивает идею, Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют "селения", а соединение "селений" - государство.

Подобная точка зрения, на семью, господствовала продолжительное время. Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: "самое древнее из всех обществ и единственно естественное" - это семья . Таким образом, семья - это, если угодно, прообраз политических обществ, правитель - это подобие отца, народ - детей .".

Основу семьи Кант видел в правовом порядке, Гегель - в абсолютной идее. Заметим, что учёные, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятие "брак" и семья, различие между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями "брак" и "семья" существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого (иногда и настоящего) они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близким супругам и необходимых им людей.

Также обоснование происхождения и развития семьи дали К. Маркс и Ф.Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющую основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс отмечает, что "семья должна развиваться по мере того, как развивается общество". Ф. Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходить из низшей формы и высшей. В.И. Ленин также отметил, что в развитие семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения.

Значит, семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.


Статьи о педагогике:

Организация экспериментальной работы по выявлению социальной активности студентов КБГУ
В целях выявления актуального уровня социальной активности студентов вуза нами был организован и проведен констатирующий эксперимент с применением методик «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Диагностика мотивационной структуры личности» В.А. Мильмана и «Вопросника для выявления социального самоконт ...

Технология развития нововведений в обучении истории
Термин "инновация" появился в исследованиях ученых XIX века и означает - введение отдельных элементов культуры, в другую среду. Такое значение этого понятия сохранилось в современной этнографии. Педагогические инновации стали предметом пристального внимания наших и западно-европейских кол ...

Воспитание как сфера общественной деятельности
Новое нравственное и политическое мышление потребовало неотложных преобразований практически во всех сферах общественной жизни. Конечно же воспитание не стало исключением, т.к. осуществление задач социально-экономического, нравственного и культурного развития общества невозможно без формирования ли ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru