Структура и подготовка лекции

Страница 2

д) юмором.

Итак, процедура подготовки к лекции сложна и трудоёмка, требует большого напряжения, усилий. Однако если лекция прочитана на соответствующем теоретическом и методическом уровне, она имеет огромную познавательную ценность.

Раздел 3. Варианты чтения лекций

Чтобы лекция была эффективной, используются различные варианты чтения лекции.

1. Устное эссе предполагает профессиональное в теоретическом и методическом плане изложение конкретного вопроса. Но это спектакль одного актера, аудитория в лучшем случае вовлечена во «внутренний диалог» с преподавателем. Такая лекция представляет собой продукт, созданный одним только преподавателем, а студентам остается роль пассивных слушателей.

2. Устное эссе-диалог даёт возможность взаимодействовать преподавателю со студентами, которые привлекаются к работе посредством использования приёмов скрытого и открытого диалога.

3. Лекция с участием студентов состоит в том, что основные идеи студентов записываются на доске. Они систематизируются определённым образом, структурируются. Каждый студент может составить план и прокомментировать последний. Окончательный план, разработанный из многочисленных идей студентов, записывается на доске.

Условия успешного лекционного общения:

• самостоятельная подготовка участников образовательного процесса;

• свободное и открытое обсуждение материала;

• доверие к преподавателю.

4. Лекция с использованием постановки и решения проблемы. Такая лекция начинается с вопроса, парадокса, загадки, возбуждающих интерес студентов. Ответ, как правило, к концу занятия определяется. Студенты предлагают собственные варианты решения проблемы. Если консенсуса не достигается, преподаватель даёт больший объем информации, наводящую информацию. Как правило, большинство студентов догадывается о конечном результате еще до провозглашения его преподавателем.

5. Лекция с процедурой пауз предполагает чередование мини-лекций с обсуждениями. Каждые 20 минут освещается важная проблема, затем 5–10 минут она обсуждается. Можно сначала обсудить в малых группах, а затем пригласить кого-то высказать своё мнение от группы. Вслед за обсуждением следует ещё одна микролекция. В результате такого обсуждения каждый участник педагогического взаимодействия получает обратную связь. При такой организации учебного процесса студенты более ответственно относятся к учебе.

6. Лекция-диспут, контролируемая преподавателем. Аудитория делится на группы: сторонников данной концепции, оппозицию и арбитров. Студенты делают свой выбор и учатся отстаивать свою точку зрения. Преподаватель организует дебаты и корректирует обсуждение, в конце занятия предлагает своё видение проблемы и подводит итоги.

Выбор варианта лекции определяется образовательными целями, индивидуальным стилем преподавателя. Чтобы получить обратную связь, понять, что думают, чувствуют студенты, преподавателю следует искать способ активизации аудитории, мотивирования студентов к дальнейшему обучению.

Лекция – это важнейшая форма обучения, характеризуемая логически стройным, последовательным и глубоким изложением учебного материала преподавателем. Лекция имеет длительную историю, появление её относится к середине первого тысячелетия до н.э. и одновременно к нескольким регионам развития философских традиций Европы и Азии. Лекция уступает часть своего значения другим формам обучения по мере повышения уровня доступности информации, но остаётся важнейшей формой обучения в современной высшей школе. Для повышения эффективности лекции следует знать и использовать различные методы и стили чтения лекции, использовать разные виды с учётом аудитории, времени и места проведения занятия. Лекция может тяготеть как к монологичности, так и к диалогичности, общению со студентами, в зависимости от индивидуального стиля лектора и выбранного им стиля чтения. Подготовка лекции является структурированным и систематическим процессом, чёткое исполнение предписаний которого является залогом успешности проведения лекционного занятия.

Страницы: 1 2 


Статьи о педагогике:

Анализ технологий обучения
Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации. Педагогические системы могут быть описаны как целостные явления с помощью ряда признаков (по В.С. Афанасьеву): интегративные качества (такие ...

Принципы построения системы контроля
К системе контроля предъявляются определеннее требование и при ее по­строении следует придерживаться основных принципов. Объективность — является основным требованием и принципом для организации контроля. Она заключается в том, что система контроля должна быть дружественной по отношению к учащимся. ...

Методика организации дидактических игр на уроке немецкого языка
Игра по своей природе многофункциональна, она способствует воспитанию гармонично развитой личности. Игра оказывает действенное влияние на формирование личности ребёнка, способствует его психологическому развитию – воспитывает навыки коллективиста, развивает организаторские способности, в играх ребя ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru