Качества хорошей речи

Страница 6

Церковь, правительственные учреждения, официальные инстанции всячески препятствовали употреблению бранных, особенно нецензурных, непечатных слов.

Однако в повседневной жизни эта лексика встречалась не только в речи недостаточно культурных людей, но и тех, кто владел литературным языком. В какие-то периоды засорение языка бранными словами получало особое распространение и вызывало протест со стороны писателей, ученых, преподавателей и всех тех, кого волновала судьба русского языка, состояние общей культуры речи.

Употребление внелитературных слов (исключая нецензурную лексику) допускается в художественных текстах в том случае, если необходимого эффекта нельзя достичь иными средствами.

Выразительностью

речи называются такие особенности ее структуры, которые привлекают и поддерживают внимание, интерес слушателей или читателей. Выразительна образная, живая, эмоциональная речь, в которой отсутствуют штампы, шаблоны, слепое следование «языковой моде».

Выразительными средствами языка являются тропы (слова и высказывания, употребляющиеся в переносном значении: метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха) и фигуры (формы синтаксической организации слов в художественном тексте: антитеза, гипербола, литота, градация и т.д.). Практически все единицы языка, даже отдельный звук, могут быть выразительными. Для восприятия важно такое качество речи, как благозвучие — соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. «Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их», — писал А.П. Чехов.

Большую выразительность устной речи придает интонация, высота, тембр произносимых звуков, темп речи, паузы. В выборе средств выразительности речи в наибольшей степени проявляется индивидуальность говорящего.

Очень важным качеством речи является ее уместность

— такой подбор и организация языковых средств, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. Уместная речь соответствует теме сообщения, его логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей или читателей, информационным, воспитательным, эстетическим и иным задачам письменного или устного выступления.

Уместность речи — качество функциональное, в его основе лежит идея целевой установки высказывания. Уместность с этой точки зрения — адекватность примененных языковых средств целям высказывания.

Соблюдение уместности речи предполагает знание стилей литературного языка, закономерностей словоупотребления, свойственных им, знание стилистической системы языка. Уместность требует гибкости в определении приемлемости тех или иных качеств речи, языковых средств, речевого акта в целом.

Различают уместность ситуативную, стилевую, предполагающую в разных ситуациях общения соответствующий выбор стилистически окрашенных средств языка. Известный лингвист Л.В. Щерба объяснял в одной из своих статей: «Если кто в серьезной книге напишет «фагоциты уплетают микробов», это будет глупо и неуместно». В другой ситуации употребление данного глагола будет вполне оправданным: «Посмотри, как уплетает кашу наша девочка»,— скажет счастливая мать своему мужу в обстановке мирного семейного ужина. Можно говорить также о личностно-психологической уместности речи, которая связана с умением говорящего почувствовать душевное состояние собеседника, предположить его возможную реакцию на обращенные к нему слова.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Статьи о педагогике:

Психолого-педагогический аспект развития коммуникативных способностей младших школьников
В последние годы в науке все чаще стали обращаться к проблеме развития культуры общения младших школьников. Существуют вполне объективные объяснения этому факту. В первую очередь это связано с конкретными требованиями к современному человеку изменяющегося общества. В новых условиях появились реальн ...

Основные требования к учителю, его функции и мастерство
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет ни любви к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам - он совершенн ...

Влияние стиля семейного воспитания на поведение подростка во фрустрирующих ситуациях
Подростковый период – период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Часто бывает трудно определить четкие границы этого периода. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10-11 до 14-15 лет. Этот период называют самым трудным из возрастов человека. Сра ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru